БашГУ - Башкирский Государственный университет Институт права. Сайт студентов-международников в избранное  *  пишите письма
Главная
Материалы
Фотоальбом
Форум
Беседка(Чат)
Гостевая
Сайты БашГУ
UfaLaw
iPolitics
разделГлавная >материалы > Всемирная Торговая Организация (ВТО)

Всемирная Торговая Организация (ВТО). Основные цели, принципы и направления деятельности. Соглашения в системе ВТО.Порядок членства в ВТО

 

Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

Особенность «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров состоит в том, что впервые в истории ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь к торговле услугами (включая банковские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные)Э, а так же к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены вопросы совершенствования и адаптации механизма ГАТТ к современному этапу развития мировой торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по существу превратилась во всемирную экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы.

Для проведения многосторонних переговоров в рамках «Уругвайского раунда» была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа - Комитета по надзору, призванного наблюдать за выполнением взятых участниками обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.

В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были разработаны новые подходы к решению актуальных проблем современных мирохозяйственных связей. Характерной чертой «Уругвайского раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели комплексный характер и имели конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт переговоров и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.

Одобрение Заключительного акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 - 1993гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран - участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.

Заключительный акт по результатам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (15 апреля 1994) содержит следующие положения.

1. Соглашение о создании Всемирной торговой организации -  министерские декларации, решения, договоренности по финансовым услугам (прилагаемые к нему), содержащие результаты переговоров и составляющие неотъемлемую часть Заключительного акта.

2. Подписанием Заключительного акта участники согласились:

а) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными органами с целью его одобрения в соответствии с установленной процедурой;

б) одобрить министерские декларации и решения.

3. Представители стран-участниц обязались принять меры, чтобы Соглашение о создании ВТО и приложенные к нему многосторонние торговые  соглашения были ратифицированы всеми участниками «Уругвайского раунда» и вступили в силу с 1 января 1995 г. Они остаются открытыми для принятия в течение двух лет после этой даты.

4. Соглашение о создании ВТО открыто для подписания всеми участниками, согласными с его ХIV статьей. Одобрение и вступление в силу торговых соглашений с добровольным участием, включенных в приложение 4 Соглашения о ВТО, регулируются положениями этих соглашений.

5. До принятия Соглашения о создании ВТО его участники, которые ранее не были договаривающимися сторонами по ГАТТ, должны провести переговоры о присоединении к ГАТТ и стать Договаривающимися сторонами последнего. Для стран, не являющихся членами ГАТТ на дату принятия Заключительного акта, порядок не был определен и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО.

6. Заключительный акт и тексты, приложенные к нему, депонированы у Генерального директора ГАТТ. Соглашение о создании ВТО является одним из самых важных результатов многосторонних переговоров. Оно образует основу, на которой базируются другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе «Уругвайского раунда». Эти соглашения входят в список приложений к Соглашению о создании ВТО.

ВТО создает правовую основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 140 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

ГАТТ-ВТО: изменение названия или другая организация? ВТО – это, конечно же, не другая организация по сравнению с ГАТТ, но в то же время речь идет не о простом переименовании. ВТО согласно соглашению о создании ВТО является преемницей ГАТТ, но одновременно расширила круг регулируемых вопросов и намерена решать более сложные и ответственные задачи. Кроме того, само членство в ВТО предполагает согласие со всеми результатами Уругвайского раунда ГАТТ без каких-либо исключений.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую орга­низацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное со­глашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, ре­шений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положе­ние среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих доку­ментов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинте­ресованность в них участвовать. ВТО по­лучила полный правовой статус международной организации. Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария).

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем со­глашениям и договоренностям "уругвайского" раунда, кроме 4 соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз. Членство в ВТО является важнейшим условием ин­теграции в мировую экономику, создания благоприятных возможнос­тей для наращивания своего экспорта. Кроме того, "гаттовские" пра­вила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

·           контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

·           выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

·           урегулирование торговых споров между странами-членами;

·           наблюдение за торговой политикой стран-членов;

·           сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

1.          таможенно-тарифное регулирование;

2.          антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

3.          использование субсидий и компенсационных мер;

4.          нетарифные ограничения;

5.          количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

6.          деятельность государственных торговых предприятий;

7.          таможенные союзы и зоны свободной торговли;

8.          таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

9.          внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

10.       защитные меры в торговле;

11.       технические барьеры в торговле;

12.       санитарные и фитосанитарные меры;

13.       правила происхождения товара;

14.       торговля услугами;

15.       торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

16.       торговля текстилем и одеждой;

17.       торговля сельскохозяйственной продукцией;

18.       осуществление правительственных закупок;

19.       торговля гражданской авиатехникой;

20.       торговые аспекты инвестиционных мер;

21.       международная торговля и защита окружающей среды.

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие.

Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливойконкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV  Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, со­стоящая из представителей государств-членов, которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая - в Женеве (Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конференции министров подтвердила курс ВТО на либерализацию торговли и осуществление контроля за торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. Вторая конференция была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО. На ней присутствовали помимо министров главы государств и правительств, в частности, США, Швейцарии, ЮАР, Кубы.            

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит за­седания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рас­смотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по кон­тролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой по­литики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиа­техникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговле товарами; Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А (Annex 1А) Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с тор­говыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенса­ций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в тор­говле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мо­ниторинга торговли текстилем.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой. В результате региональной экономической интеграции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некоторые группы стран действуют в ВТО совместно, имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как ЕС, МЕРКОСУР, СЕЛА.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С Annex1С) к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В (Annex 1В), а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подотчетны 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и по рассмотрению спорных вопросов.

Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.

Деятельность ВТО. Начальный период деятельности ВТО характеризуется решением следующих задач:

·           реализация соглашений «Уругвайского раунда» переговоров, в результате которых было подписано свыше 50 документов - соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.;

·           разрешение торговых споров. Создан эффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон;

·           создание апелляционного органа;

·           расширение числа членов организации;

·           разработка широкомасштабной программы деятельности по торговле и окружающей среде.

·           ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство.

При определении целей ВТО на перспективу в качестве первоочередной ставится дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели: одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время «Уругвайского раунда», тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров. К этому следует добавить договоренность на «Уругвайском раунде» о том, чтобы до конца столетия начать переговоры об обязательствах в сфере сельского хозяйства, услуг, регулирования инвестиций и конкурентной политики.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы - режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды. В настоящее время отсутствуют четкие многосторонние рамки, потенциально несовместимых и даже дискриминационных национальных режимов в отношении иностранных инвестиций. Вопрос заключается в том, как обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но и общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате. Ныне в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и лучше иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной.

Что касается регулирования конкурентной политики, то по мере либерализации торговли ее значение возрастает, ибо независимо от государственных мер торговые барьеры создают сами компании. Предполагается принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику, либо разработать основные правила конкуренции.

Важное значение в современных условиях приобретает коррупция в международной торговле, связанная, в частности, с государственными закупками; регионализм, т.е. распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран и влияние мировых цен на. сырье и доходы от торговли. Предполагается, что индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем. Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализационных реформ и углублять интегрированность в глобальную систему. Индустриальные и развивающиеся страны вместе должны содействовать улучшению обстановки в наименее развитых странах. В качестве средства решения этой задачи предлагается обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних. Важно добиться универсальности ВТО: принять Китай, Россию и все другие страны в ее систему.

Сохранение приоритета правил и системы разрешения споров ВТО является не самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им более подходят. Механизм конвергенции региональных и многосторонней систем требует особого внимания. В лице ВТО мир имеет в настоящее время постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил. С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ не только завершится, но и обновится объединение торговли и финансов.

На первой Конференции, проходившей в 1996 г. в Сингапуре, была принята декларация, которая является по сути дела программным документом для стран-членов, хотя она носит не директивный, а рамочный характер. В ней определены масштабные цели организации. Конференция подтвердила в качестве одной из своих главных задач стремление и готовность, способствовать «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли».

Важное значение приобрел вопрос о новых методах регулирования внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе. К ним, в частности, относятся:

·           увязывание в дальнейшем условий торговли и торговых режимов с принятыми в западных странах трудовыми и экологическими стандартами, основываясь на том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные нерыночные преимущества за счет низких издержек производства; в случае признания ВТО такой нормы, т.е. использования этих стандартов в протекционистских целях, в худшем положении могут оказаться развивающиеся страны, где производство трудо- и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе;

·           принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, поскольку государственные закупки, распределенные по фирмам (странам) фаворитам, нарушают принцип справедливой конкуренции;

·           определение принципов «открытого регионализма», подкрепленных твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных группировок в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Вопрос о регионализме стал особо актуальным в связи с тем, что соглашения о тесном экономическом сотрудничестве или экономическом союзе отдельных стран, а также соглашения по типу зон свободной торговли, 'таможенных союзов стали существенным фактором международных экономических отношений. Число таких региональных группировок превысило 100. В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений.

На второй Конференции ВТО, проходившей в Женеве в мае 1998 г., было предложено начать в 1999 г. переговоры о снижении тарифов и субсидий, сдерживающих рост производительности труда в сельском хозяйстве; продолжить снижение пошлин на промышленные товары и с этой целью заключить соглашения по отдельным секторам - от торговли химической продукцией до передачи технологий в области окружающей среды; увязывать предоставление уступок по нескольким отраслям: например, развитая страна могла бы снизить тарифы на текстиль, а развивающаяся страна, со своей стороны, устранить барьеры на пути ввоза компьютеров; производить торговые переговоры на двусторонней основе; расширить сотрудничество между ВТО и МОТ в вопросах гарантий трудовых стандартов, в котором заинтересованы развитые страны. Развивающиеся страны проявляют особый интерес к такой проблематике ВТО, как вопросы сельского хозяйства; торговля текстилем; антидемпинг; свободная миграция рабочей силы; снижение пошлин на импорт промышленной продукции; отмена квот в странах ЕС и США на текстиль и готовую одежду, с тем чтобы либерализовать торговлю к 2005 г.; гармонизация правил конкуренции в мире.

Было принято решение о годичном моратории на введение таможенных тарифов на трансграничные передачи электронной информации, в частности, через Интернет. Предполагается, что к 2002 г. объем электронной торговли возрастет до 300 млрд. долл. В мае 1998 г. страны - члены ВТО договорились не вводить таможенные сборы на международные электронные операции и принять рабочую программу с рекомендациями по поводу развития торговли в Интернет с учетом специфических нужд развивающихся стран. Предполагается провести новый раунд переговоров под названием «раунд тысячелетия», на котором будут проведены многосторонние переговоры по Соглашениям ГАТТ-1994, в том числе по вопросам сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственными товарами. Предстоит выработать единую концепцию либерализации мировой торговли товарами и услугами.

С 1 января 1996 г. вступило в силу соглашение, достигнутое в рамках Всемирной торговой организации, в соответствии с которым иностранные компании получают доступ к правительственным контрактам на несколько миллиардов долларов. Оно охватывает больше стран и заказчиков, а также распространяется на более широкую гамму контрактов, чем договоренности, одобренные по линии ГАТТ 15 лет назад. Впервые включаются контракты на предоставление услуг, а также такие, в которых заказчиком выступают органы власти второго уровня (штатов, провинций, департаментов и т. п.) и коммунальные службы. Соглашение ратифицировано более чем 20 странами, в том числе США, 15 членами ЕС, Японией, Республикой Корея, Швейцарией. Сингапур и некоторые другие государства намерены также присоединиться к нему. Ряд областей исключаются из сферы его действия, в частности иностранные компании не смогут участвовать в тендерах на заказы оборонных структур, телекоммуникационного сектора ЕС, региональных и городских транспортных систем США.

Соглашение предусматривает сложную систему предельных стоимостных показателей, выраженных в СДР, при превышении которых контракт автоматически становится открытым для международной конкуренции. Соглашение конкретизирует особенности самой процедуры тендера прежде всего с тем расчетом, чтобы отношение к иностранным участникам, товарам и услугам было бы таким же, как и к отечественным.

В декабре 1997 г. в Женеве в рамках ВТО было подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обязались обеспечить различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Объем рынка, где совершаются банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами, оценивается более чем в триллион долларов. Свободная конкуренция в этой сфере открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии, а позднее и в России, когда она сможет присоединиться к соглашению. Конкретным потребителям банковских и страховых услуг либерализация этих рынков даст выгоды в виде новых услуг и низких цен. Одновременно в сложной ситуации окажутся национальные банки и страховые общества.

По соглашению о говядине было принято специальное постановление Рабочей группы ВТО в 1998 г. Согласно постановлению, ЕС должен заниматься сбором доказательств пагубного влияния на здоровье населения говядины, произведенной с использованием гормонов роста и импортируемой из США.

РФ и ВТО.(дополнительный матерал)

Процедура вступления в ГАТТ (и ВТО) достаточно сложна. До подачи заявления страна получает статус наблюдателя, чтобы озна­комиться с правилами этой организации, механизмом ее функцио­нирования. Затем подается заявление; которое рассматривается чле­нами организации. В случае положительного решения формируется ра­бочая группа, которая занимается обеспечением всех переговоров. Сами переговоры о вступлении условно можно разбить на две ста­дии. Первая — это изучение экономического механизма вступающей страны (особенно ее внешнеторгового режима). Все эти сведения со­держатся в Меморандуме о внешнеторговом режиме. На второй ста­дии обсуждаются конкретные условия присоединения. По итогам заседаний рабочей группы делается доклад, а также составляется проект протокола по присоединению страны, который содержит основные условия ее вступления. После того как протокол и доклад одобрены высшим органом организации, страна становится полноправным членом этой организации.          

 

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства России в соответствие с нормами международной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда.

После окончания Второй мировой воины Советский Союз входил в число участников переговоров о создании организации, которая могла бы заложить основу будущей системы международной торговли. Однако в последствии из-за позиции советского руководства того периода среди участников созданного на базе этих переговоров Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось Причина заключается в принципиальной несовместимости рыночного либерализма, на котором базировалось ГАТТ, с системой плановой экономики СССР.

Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советскою Союза преобладало вплоть до на шла перестройки конца 80-х годов. В 1990 г Советский Союз подал заявление о получении статуса наблюдателя и получил его, в 1992 г этот статус перешел к Российской Федерации.

В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию - наследницу ГАТТ, начался длительный переговорный процесс.

В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам-участ­ницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присо­единения России к ВТО.

Переговоры идут по 2 осн. направлениям: российское внешнеторговое законодательство и выработка протокола о тарифных усло­виях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки тамо­женного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

С технической точки зрения, процедура присоединения России к ГАТТ/ВТО предполагает одновременно с подачей заявления подготовку объемного документа, характеризующего ее торгово-политический режим.

О тщательности проработки этой проблемы свидетельствует то, что после подачи соответствующего заявления Россия получила более 500 дополнительных вопросов, которые охватывали экономическую политику большой группы государственных ведомств. Вопросы касались государственной поддержки экономики, аграрной политики, государственных торговых предприятий, технических барьеров, интеграции стран - членов СНГ и т.д.

Цель такой длительной процедуры состояла в нахождении баланса между национальными экономическими интересами потенциального участника международной организации и жесткими требованиями мирового рынка, связанными в основном с либерализацией внешнеэкономических связей.

Россия, стремясь вступить в международный торговый клуб, ставит задачу добиваться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ВТО как организация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимную сбалансированность различных форм. Так, в области импорта товаров сельскохозяйственного производства в развитых, странах действует довольно широкая система компенсационных сборов и лицензирования. Ожидаемая тарификация квот, т.е. пересчет этих ограничений в таможенный эквивалент, показывает, что уровень защиты сельскохозяйственного производства в странах Западной Европы адекватен 200 - 300 % таможенной пошлины. С другой стороны, Россия чуть ли не единственная страна в мире, где нет количественных ограничений импорта, в том числе и сельскохозяйственных товаров. Актуальна, очевидно, какая-то форма компенсации либеральной политики российского правительства.

В более широком плане вступление России в ВТО должно стабилизировать направленность политики российского правительства, обеспечив определенный противовес протекционистским устремлениям представителей, отдельных министерских лобби.

Вступление в ВТО крайне необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. Следует признать, что в настоящее время ВТО - крупнейшая организация, объединяющая практически все страны. В настоящее время участницами ВТО являются 145 стран и Комиссия Европейского союза, (КЕС). Из крупных стран лишь Россия и 29 других более мелких государств, по различным причинам оказавшихся вне системы ВТО, также ведут переговоры о вступлении в нее.

В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое. понимание задач возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО региональные руководители, опасающиеся, роста внешней конкуренции своим производителям.

Действующие в России импортные таможенные тарифы примерно в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых. Снижение среднего. уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно создать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференцированный подход, обеспечивающий, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку, прежде всего по товарам, не конкурирующим с отечественными и выпускаемыми нечувствительными производствами, с другой - защиту чувствительных и потенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом будет отвечать правилам и практике ВТО.

Об отмеченном говорит и российский опыт последних лет. Таможенное регулирование импорта в РФ не было до недавнего времени определяющим инструментом, несмотря на то, что уровни, ставок таможенного тарифа при импорте носили защитительнофискальный характер и становились все более, обременительными. По данным расчетов, среднеарифметический уровень импортных пошлин повысился. с 7,3 в 1993 г. до 12,6 в 1997 г. при некотором Расширении применения комбинированных ставок обложения.

В настоящее время, после дефолта и с учетом предполагаемого вступления России, в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. С начала 2001 г. была осуществлена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, в том числе отказа от малопродуктивных запретительных пошлин, а также преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Введенные с 1 января 2001 г. пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления, оборудованию продукции химической промышленности, преобладающими в структуре импорта. Ставка 30% сохраняется лишь по пяти позициям, в том числе по табачным изделиям, белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности, вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе - мясо птицы. По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (11 с лишним тысяч) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.

Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции.

Модификация импортного тарифа продолжалась и в 2001г.: с 1 октября изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 - некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств; контрольно-измерительных аппаратов и инструментов; органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи. С января 2002 г. начала действовать новая редакция ТН ВЭД, в которой, согласно обязательствам России, учтены изменения, внесенные в ГСОТ (в части кодовых обозначений).

Введен в действие новый Таможенный тариф, зафиксировавший ранее сделанные и внесший ряд новых поправок в ставки таможенного обложения в основном в сторону снижения по 140 позициям, в том числе по бытовым швейным машинам; судам и другим плавсредствам; аудио- и видеоаппаратуре и комплектующим для нее; полимерной пленке; фруктам и ягодам и т.д.  Все это обусловило дальнейшее некоторое снижение средневзвешенного импортного тарифа к середине 2002 г. до 10,0 - 11,0%, что соответствует линии на их последующее понижение в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Видимо, такая линия должна быть продолжена при определенной дифференциации шагов и сроков.

Возможный серьезный ущерб может возникнуть при несоразмерном н поспешном снижении пошлин на импорт, которое могло бы привести к необоснованному ослаблению чувствительных и потенциально конкурентоспособных отечественных производителей. По самым предварительным оценкам, средние ставки таможенного тарифа России при вступлении в ВТО должны сложиться на первоначальном уровне 7,0 - 9,0%.

Возможности защиты отечественного производителя. Линия ВТО на либерадизации импорта путем снижения таможенных ставок, не исключает их повышенного уровня по некоторым позициям и на определенное время в целях поддержания чувствительных конкурентоспособных отечественных производств. С учетом российской ситуации, которая в советский период формировалась под воздействием курса на единый народнохозяйственный комплекс, предполагающий высокую самообеспеченность, что претерпело значительные изменения в связи с распадом Советского Союза и развалом сложившихся производственных связей, позиции ряда отраслей экономики и производств серьёзно ослабли. Но, принимая во внимание масштабы страны, высокий уровень ее обеспеченности природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, имеющиеся в ряде сфер современные технологии, преимущественную ориентацию на импорт соответствующих товаров вряд ли можно, считать целесообразной. А поэтому при вступлении в ВТО обоснованно избирательное использование на согласованные сроки импортного таможенного тарифа также для защиты, потенциально конкурентных производств. В таком контексте повышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не, противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны - члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных производителей. Это относится как к экономически развитым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать следующими данными. Высокие ставки импортного тарифа (мы их разбили на группы: 12 - 19%; 20 - 29%, 30 - 99%; 100 - 299% и свыше 300% ) применяются в странах ЕС соответственно по: 599, 341, 342, 31 и 2 позициям; в США по: 546, 197, 144, 15 и 11 или около 9% всей товарной номенклатуры импорта; в Японии по: 276, 361; 157, 67 и 31 (более 10%); в Канаде: 444, 49, 21 и 68, выше нет. В Бразилии на первые две группы приходилось 4130 и 770 позиций (около 7% товарной номенклатуры), а в Республике Корея на три первые группы - 58, 432 и 341 (примерно 8%). Наконец, в Китае по первым четырем группам: 1400, 996, 2211 и 46 (более, чем 40%).

Между тем защитительная роль повышенных ставок таможенного обложения, как указывалось, весьма гибка и достаточно эффективна, о чем говорит и пример из российского опыта. Упомянутое снижение импортных пошлин на текстильные изделия сразу же привело к ощутимому вытеснению отечественных предприятий с внутреннего рынка за счет расширения импорта. По предварительным оценкам, этот вариант поддержки отечественных производителей может быть обоснованно применен в отношении: гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхозмашин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом на данном этапе должна ставиться задача закрепления их в первую очередь на внутреннем рынке.

И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможенные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3 - 5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США - 14,6%; ЕС - 9,1% и в Японии - 7,6%.

Отдельный вопрос - сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе на тарифно-таможенные меры. Хотя уже сейчас в ряде стран, и прежде всего в экономически развитых, на многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин. Так, в США импортный тариф: на сахар - 244%, на молоко - 83%; в Канаде: на масло - 360%, сыр - 289%, куриные яйца - 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа: на мясо крупного рогатого скота - 15%, куриное мясо - 25%, молоко - 15%, пшеницу - 5%, а сахар 25%. В развитых странах и, в частности, в США и Европейском союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Суммарный годовой размер их достигал в США в 1999-2000 гг. 175 млрд. долл., а в ЕС - 100 млрд. евро. В расчете на 1 га угодий субсидии в США составляли 200 долл., в Швеции - 800 долл., в Норвегии - 3500 долл. Проектом федерального бюджета США на 2002/2003 финансовый год предусматривается довольно значительное увеличение субсидий фермерским хозяйствам. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики. Только в 2003 г., по данным телепрограммы «Euronews» от 01.05.02 г., предусматривается выделить аграрному сектору более 46% общей суммы (48,2 млрд. евро) бюджетных расходов Евросоюза.

Совершенно иное положение в России. Здесь в сельском хозяйстве занята существенно большая часть активного населения, чем в странах Запада, - почти 12%. Подавляющая часть текущих потребностей населения в сельскохозяйственной продукции вполне может быть удовлетворена собственным производством и при нормальном качестве, стоит существенно дешевле; потребительские цены на традиционные овощи и фрукты, картофель, например, на 25 - 30% ниже. Вместе с тем, последние преобразования нанесли сельскому хозяйству особый ущерб, а многие принципиальные экономические и социальные вопросы до сих пор не находят решения ( проблемы собственности и пользования землей, пока непреодоленного диспаритета цен на сельхозтехнику и удобрения, с одной стороны, и продукцию аграрного сектора, с другой и т.д.).

С учетом места и роли сельского хозяйства в российской экономике не все направления и методы, применяемые в отношении него в развитых странах, могут оказаться приемлемыми и эффективными, Однако уже на настоящем этапе требуются решительные шаги по его всесторонней поддержке, в том числе и в рамках правил ВТО. На сегодняшний день сумма государственных субсидий российскому сельскому, хозяйству составляет всего примерно 1 млрд. долл., т.е. около 15 долл. на 1 га угодий, что несопоставимо с соответствующими объемами в развитых странах Запада, данные о которых приводились выше. Особенность практики субсидирования сельского хозяйств в России заключается в том, что в отличие от других стран здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельского хозяйства практически полностью осуществляется за счет бюджета, в основном (почти 70%) на региональном уровне.

На первоначальном этапе своей деятельности, когда ГАТТ регулировало исключительно вопросы таможенного налогообложения промышленных товаров, это мало касалось России (или бывшего Советского Союза), практически весь экспорт носил сырьевой характер. Сейчас ситуация меняется прежде всего в связи с тем, что в сферу регулирования включены вопросы инвестирования, налоговой политики, государственных стандартов и закупок, поскольку они касаются внешней торговли. При разработке этих нормативов на национальном уровне Россия обязана считаться с установившимися международными правилами и координировать свою политику.

Чисто экономические потери из-за отсутствия полноправного членства России, в системе ВТО объясняются дискриминацией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От отсутствия такого доступа страна ежегодно теряет свыше 1 млрд. долл.

Глобальная задача солидной подготовки по вступлению России в ВТО - установить баланс прав и обязанностей России с учетом интересов стран - членов этой организации. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.

Таким образом, по степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по товарообороту Россия занимает скромное место в конце второй десятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукции машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России. Особое место занимает внешняя торговля с так называемыми странами «ближнего зарубежья», куда входят республики бывшего СССР. С целью сохранить и упрочить особые экономические связи с бывшими советскими республикам Россия предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграционных связей со своими ближайшими соседями: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и особенно Беларусью.

Несмотря на положительное торговое сальдо в рамках торговли внутри СНГ и со странами дальнего зарубежья, в 1998 г. России не удалось переломить негативную тенденцию падения внешнеторгового товарооборота и стабилизировать национальную валюту. Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны находится на начальной стадии. Низкий уровень иностранных капиталовложений, достигающий по некоторым подсчетам  - 6 млрд. долл., объясняется малопривлекательным инвестиционным климатом, нестабильностью политического положения и высоким уровнем налогообложения. Исправление сложной экономико-политической обстановки связывается с расширением участия страны в международных торговоэкономических организациях и прежде всего во Всемирной торговой организации как центральном институте, осуществляющем международный контроль за деятельностью стран - участниц мирохозяйственных связей.

 

В процессе присоединения России к ВТО возникает ряд барьеров и проблем. В ходе тарифных переговоров обсуждается не снижение действующих ставок импортных пошлин как таковых, а определяется уровень их «связывания», т.е. фиксации, превышение которых после присоединения к ВТО не допускается без соответствующей компенсации другим сторонам. В свою очередь, согласованный уровень связывания будет воздействовать на размеры применяемых импортных ставок, что будет определено по итогам тарифных переговоров со всеми заинтересованными странами. Немедленное и существенное снижение ставок таможенных пошлин для России невозможно из-за трудной ситуации в экономике, идущей структурной перестройки, сложностей с бюджетом.

Секторальные тарифные инициативы являются одним из наиболее сложных этапов тарифных переговоров, так как все ведущие страны-члены ВТО настаивают на принятии Россией на себя обязательств по данным договорам, несмотря на то, что Секторальные тарифные инициативы носят добровольный характер. В настоящее время для России неприемлемы требования о немедленном подключении к этим инициативам.

Существенной частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по торговле сельскохозяйственными товарами. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение политики России по поддержке аграрного сектора. Здесь имеются значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических низких показателей за предыдущие три года). Ряд стран-членов ВТО настаивают также на полной ликвидации экспортных субсидий на аграрную продукцию в России, хотя такая поддержка допускается нормами ВТО. Основные трудности для России – критическое состояние бюджета и отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.

Переговоры по доступу на рынки услуг являются важной и неотъемлемой частью процесса присоединения России. В ходе встреч с заинтересованными странами-членами ВТО идет обсуждение российских предложений по доступу на рынки услуг, включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ. Согласно нормам Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), страны-члены ВТО должны предоставлять иностранным поставщикам услуг национальный режим работы на своих рынках.

Однако на российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая их часть еще только формируется. Кроме того, в России до сих пор крайне либеральные условия торговли услугами. В условиях несовершенства законодательной базы регулирования торговли услугами в России фиксация в обязательствах текущего режима регулирования доступа на рынок услуг является для России неприемлемой. Во многих областям сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Россия не, сможет принять никаких обязательств. Кроме того, в отношении услуг двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает отличный от ВТО режим торговли, но для того, чтобы его сохранить предстоит договариваться об этом с другими странами ВТО как об изъятиях из режима ВТО. Это является непростой проблемой.

Существует также ряд сложностей в области изменения действующих законодательств и международных соглашений. Выполнение в полном, объеме основных положений пакета Соглашении ВТО в достаточно сжатые сроки (предоставление переходных периодов со стороны В ТО представляется маловероятным) требует проведения масштабной законотворческой работы в сфере экономики и внешнеторгового регулирования. Для приведения российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО необходимо внесение поправок к нескольким десяткам действующим нормативно-правовым актам, а также подготовка пакета новых законопроектов.

Еще около тысячи международных в т.ч. торгово-экономических соглашений Российской Федерации требуют пересмотра, денонсации или изменения. Эта огромная работа вряд ли может быть завершена к концу переговоров, что дает странам-членам ВТО дополнительные аргументы в торге с Россией.

Помимо вышеуказанных трудностей в переговорном процессе возникают и другим проблемы, связанные с тем, что ряд стран-членов В ТО пытаются навязать России дополнительные обязательства по формуле «ВТО+», которые выходят за правовые рамки пакета Соглашений ВТО. В системе ВТО имеется два многосторонних соглашения, которые подписаны ограниченным числом участников. Принятые по этим соглашениям обязательства не являются обязательными для всех стран ВТО, но на участии в которых России активно настаивают партнеры, в т.ч. ЕС и США:

• по правительственным закупкам (предусматривает существенное открытие рынка государственных закупок для иностранных компаний);

• по торговле гражданской авиатехникой (предусматривает отмену импортных таможенных пошлин на авиатехнику, ограничение государственной поддержки отрасли)

Существует также требование так называемого положения «стэнд-стил» - не ухудшение существующих условий доступа на рынки товаров и услуг присоединяющейся страны с момента начала переговоров о присоединении. Такое требование не является юридической нормой ВТО (в практике переговоров оно имеет место, но не все страны следуют этому). Принятие такого обязательства может стать препятствием в проведении российских реформ.

Помимо этого, России предлагается взять обязательства в сфере приватизации, ценообразования и инвестиций, т.е. по тем областям, которые не входят непосредственно в сферу компетенции ВТО.

В целом по таким соглашениям - участие в них России не может быть предварительным условием принятия в ВТО.

Вышеуказанные трудности, связанные с присоединением к ВТО требуют множества усилий и огромной работы. Встаёт вопрос оценки необходимости процесса присоединения, ведь наряду с неоспоримыми преимуществами от вступления России в ВТО существуют также и отрицательные аспекты.

Положительные аспекты присоединения к ВТО:

Принятие единых для всего мирового сообщества «правил игры» окажет немедленный позитивный эффект на предпринимательский, в том числе инвестиционный, климат, будет способствовать завершению реформ.

Существенно улучшатся условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, устранит их дискриминацию на этих рынках, что в свою очередь позитивно отразится на экономической деятельности предприятий и доходах бюджета.

Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов (прежде всего по товарам металлургической, химической, ядерной отраслей), ежегодный ущерб от которых достигает 3 млрд. долларов США, и сможет участвовать в выработке новых правил международной торговли исходя из своих интересов, при этом Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-зкономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.

Будут созданы лучшие условия для интеграции в рамках СНГ.

Укрепится роль Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам.

Россия сможет начать переговоры о присоединении к Европейскому экономическому пространству и к ОЭСР.

Возможные негативные последствия присоединения к ВТО:

Свобода в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и господдержки (субсидии) будет ограничена.

Ограничатся возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции.


Edited by katana
Сайт управляется системой uCoz