БашГУ - Башкирский Государственный университет Институт права. Сайт студентов-международников в избранное  *  пишите письма
Главная
Материалы
Фотоальбом
Форум
Беседка(Чат)
Гостевая
Сайты БашГУ
UfaLaw
iPolitics
разделГлавная >материалы > ОБСЕ

Организация по безопасности и

сотрудничеству в Европе

 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейский орган, который объединяет 55 государств, расположенных на географическом пространстве от Владивостока до Ванкувера, включая все европейские страны, США, Канаду и все страны СНГ.

ОБСЕ, которая признана в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ отличает присущий только ей подход к обеспечению безопасности, являющийся одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности – военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чело ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности, включая противодействие терроризму, контроль над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, экономические и экологические вопросы, права человека, демократизацию и др. Все 55 государств ОБСЕ имеют равный статус, поскольку решения принимаются консенсусом. При этом они носят политический, а не юридический обязательный характер.

 

История ОБСЕ

 

Предшественником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) было созданное в начале 70-х годов Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое являлось многосторонним форумом для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом.

1 августа 1975 года 33 европейские страны, США и Канада после двух с лишним лет интенсивных консультаций подписали в Хельсинки Заключительный акт, который заложил новые принципы международного сотрудничества. В этом документе был закреплен ряд ключевых обязательств в военно-политической области, в сфере экономики и охраны окружающей среды, а также прав человека, и зафиксированы основные принципы - «хельсинский декалог» - поведения государств по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой.

До 1990 года СБСЕ функционировало главным образом в виде серии встреч и конференций, где развивались и расширялись обязательства государств-участников, а также периодически проводилось рассмотрение их выполнения. Однако с прекращением холодной войны на первой встрече глав государств и правительств стран-участниц СБСЕ в ноябре 1990 года в Париже был намечен новый курс развития СБСЕ. В подписанной в Париже “Хартии для новой Европы” перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы постконфронтационного периода, создав постоянные институты и оперативный потенциал.

В контексте Парижской встречи на высшем уровне было также заключено важное соглашение по контролю над вооружениями – Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), который до настоящего времени является краеугольным камнем европейской безопасности.

В начале 1990-х были созданы Секретариат СБСЕ и несколько институтов, проведение встреч было поставлено на более регулярную основу, были развернуты первые долгосрочные миссии, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер. Как следствие, на третьей встрече на высшем уровне в декабре 1994 года в Будапеште было решено преобразовать СБСЕ с января 1995 года в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это решение не только означало завершение процесса структурного оформления Организации, но и придало ее работе новый политический импульс. Кроме того, в Будапеште было принято решение о начале разработки модели безопасности для Европы XXI века.

Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 года стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в рамках ОБСЕ Хартии европейской безопасности, принятой позднее на Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года. Тем самым, был внесен существенный вклад в укрепление оперативного потенциала Организации и развитие сотрудничества с ее партерами. Кроме того, в Стамбуле были принят Венский документ 1999 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности и одобрено Соглашение об адаптации Договора об ОВСЕ.

 

Структура ОБСЕ

 

Органы для принятия политических решений:

 

·     Саммиты - встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств, на которых проводится обзор деятельности ОБСЕ, принимаются соответствующие руководящие решения, а также намечаются приоритеты и ориентиры деятельности Организации (проводятся по решению стран-членов, последний саммит ОБСЕ состоялся в 1999 году в Стамбуле).

 

·     Совет министров - встречи министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ. Отвечает за выполнение решений, принятых на саммитах, а также уполномочен дополнять и развивать эти решения. В его компетенцию входит определение задач для институтов ОБСЕ и поиск путей их выполнения (собирается ежегодно, за исключением тех лет, когда проводится саммит).

 

·     Руководящий совет - встречи высокого уровня политических директоров МИД, которые в настоящее время проводятся один раз в год в качестве Экономического форума ОБСЕ в Праге.

 

·     Постоянный совет является основным постоянно действующим органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия оперативных решений по всем вопросам, входящим в компетенцию Организации. Постоянный совет состоит из постоянных представителей государств-участников ОБСЕ. Его заседания проходят еженедельно в Вене под председательством представителя Действующего председательства ОБСЕ. Постоянный совет может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

 

·     Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) - орган для рассмотрения военных аспектов безопасности. В его задачи входят переговоры по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности, а также проведение регулярных консультаций и активизация сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью (участвуют представители делегаций при ОБСЕ, заседает еженедельно в Вене).

 

Органы оперативной деятельности ОБСЕ:

 

·     Действующий председатель (ДП) ОБСЕ, которым является министр иностранных дел страны, занимающей председательский пост, несет общую ответственность за исполнительную деятельность ОБСЕ и является главным лицом политических консультаций. В его задачи входит координация усилий стран-членов, а также формирование консенсуса в ОБСЕ. ДП и его представители готовят совещания, разрабатывают их повестку дня и проекты решений. Председатель обеспечивает согласованность графика мероприятий ОБСЕ и разрабатывает долгосрочную программу ее деятельности, контролирует работу миссий ОБСЕ, руководит проведением консультаций и переговоров в ходе урегулирования кризисов, координирует работу других институтов ОБСЕ, а также принимает решения о назначении на руководящие посты. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации. С            1 января 2004 года функции Действующего председательства выполняет Болгария (Действующим председателем ОБСЕ является Министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси). В своей работе ДП опирается на помощь Тройки ОБСЕ, которая является консультативным органом при Председателе и в которую помимо самого Председателя входят предыдущий и последующий председатели (в 2004 году - Нидерланды, Болгария, Словения). Кроме того, ДП может назначать личных или специальных представителей, поручая им заниматься теми или иными проблемами или ситуациями.

 

·     Секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене, оказывает поддержку Действующему председательству ОБСЕ и странам-членам по достижению целей ОБСЕ. Руководит деятельностью Секретариата Генеральный секретарь ОБСЕ, который назначается Советом министров стран-членов ОБСЕ на трехлетний период (в настоящее время им является посол Ян Кубиш (Словакия), назначенный на этот пост повторно в июне 2002 года). Он выступает также как представитель Действующего председателя и обеспечивает выполнение решений ОБСЕ. Генеральный секретарь участвует во встречах Тройки ОБСЕ на различных уровнях, содействуя процессу консультаций. Он непосредственно отвечает за исполнение бюджета и осуществляет общий административный надзор за работой структур ОБСЕ. Помимо канцелярии Генерального секретаря в состав Секретариата ОБСЕ входят Центра по предотвращению конфликтов, Офис Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ, отделы по борьбе с терроризмом, торговлей людьми, полицейской деятельностью, а также Департамент людских ресурсов и Департамент по вопросам управления и финансов. Пражское отделение Секретариата выполняет вспомогательные функции документационного, исследовательского и информационного характера.

 

·     Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), расположенное в Варшаве (Польша), осуществляет содействие обеспечению прав человека, демократии и принципов правового государства. Бюро играет активную роль в наблюдении за проведением выборов, содействии становлению национальных институтов по правам человека и оказании технической помощи, а также способствует развитию неправительственных организаций и построению гражданского общества. Кроме того, оно служит контактным пунктом по вопросам Рома и Синти, и обеспечивает проведение специализированных семинаров ОБСЕ по человеческому измерению. Директором БДИПЧ ОБСЕ в настоящее время является Кристиан Штрохал (Австрия), назначенный на этот пост в январе 2003 года сроком на три года.

 

·     Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ), офис которого базируется в Гааге (Нидерланды), играет важную роль в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов. Он анализирует ситуации, возникающие в связи с национальными меньшинствами, и предпринимает меры по урегулированию потенциального кризиса на возможно более ранней стадии его развития. ВКНМ действует независимо от всех заинтересованных сторон, направляет миссии на места и использует методы превентивной дипломатии. Кроме получения информации непосредственно от заинтересованных сторон, Верховный комиссар способствует развитию диалога, доверия и сотрудничества между ними через проведение консультаций и подготовку рекомендаций. С 1 июля 2001 года ВКНМ ОБСЕ является Рольф Экеус (Швеция).

 

·     Представитель ОБСЕ по свободе СМИ является наиболее молодым институтом ОБСЕ, который был создан в 1997 году для наблюдения за положением дел в области средств массовой информации в государствах-участниках, оказания им необходимого содействия и оперативного реагирования на случаи серьезного нарушения принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств, касающихся свободы выражения мнения и свободы СМИ. Офис Представителя ОБСЕ по свободе СМИ находится в Вене, с марта 2004 года им является Миклош Харасти (Венгрия).

 

·     Парламентская ассамблея (ПА), в состав которой входят более трехсот парламентариев из всех государств-членов ОБСЕ, также является одним из институтов ОБСЕ. Ее задачей является содействие участию парламентских институтов в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ.  Кроме того, ее членам отводится важная роль в наблюдении за выборами. Ежегодная сессия Ассамблеи проводится традиционно в июле, а в течение года организуются другие всевозможные совещания и семинары, включая зимнюю сессию Ассамблеи в Вене. Международный секретариат ПА ОБСЕ расположен в Копенгагене (Дания), а в Вене с января 2003 года действует Бюро ПА ОБСЕ по связям. Председателем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ с июля 2002 года является Б.Джордж (Великобритания).

 

·     Миссии ОБСЕ являются одним их инструментов оперативной деятельности Организации. Полномочия, состав и содержание деятельности миссий различаются, что свидетельствует о гибкости этого инструмента. Важной задачей миссий является содействие принимающим странам в решении задач, определенных мандатом миссии. В настоящее время ОБСЕ имеет 18 миссий или других присутствий на местах в следующих 16 странах: Азербайджане, Албании, Армении, Беларуси, Боснии и Герцеговине, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Македонии, Молдове, Сербии и Черногории, Таджикистане, Туркменистане, Украине, Узбекистане и Хорватии.

 

·     Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу, является одним из механизмов ОБСЕ мирного урегулирования споров государств-участников, подписавших Конвенцию по примирению и арбитражу. Беларусь присоединилась к данной Конвенции в 1999 году. Суд находится в Женеве, его нынешний Председатель - Робер Бадинтер (Франция).

 

Бюджет ОБСЕ складывается из ежегодных отчислений стран-участниц Организации (бюджет 2004 года составляет около 180 млн. евро), а также из добровольных вкладов государств.

 

По сравнению с другими организациями ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности, имеющимися у нее инструментами предотвращения конфликтов, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, функционированием широкой сети присутствий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными организациями.


Edited by katana
Сайт управляется системой uCoz