МБРР и Группа Мирового Банка: цель создания,
современные функции, деятельность в условиях меняющегося мира. Международные валютно-финансовые и кредитные организации позволяют
регулировать функционирование валютно-расчетных отношений; служат форумом для
налаживания валютно-расчетных отношений между странами (эта ф-ция усиливается);
изучают, анализируют и обобщают информацию о тенденциях развития и вырабатывают
рекомендации по важнейшим проблемам мирового хозяйства. Созданный во
время Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе (штат Нью–Гэмпшир), Всемирный банк
на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном
восстановлении Европы. Его первый заем на сумму 250 миллионов долл. США был
предоставлен Франции на цели реконструкции в 1947 году. Реконструкция остается
одним из важных направлений деятельности Банка. Эта деятельность позволяет
решать такие задачи, как ликвидация последствий стихийных бедствий, оказание
гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и постконфликтное восстановление,
– задачи, имеющие большое значение для развивающихся стран и стран с переходной
экономикой Однако на современном этапе
Банк уделяет все больше внимания работе, направленной на достижение главной
цели его деятельности – сокращениe бедности. Когда-то в Банке работали
практически исключительно инженеры и финансовые аналитики, причем исключительно
в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Сегодня Банк располагает многопрофильным и
разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов,
экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и
социологов. Сорок процентов сотрудников работают в постоянных
представительствах Банка в странах. Банк превратился в более
крупную, широкомасштабную и гораздо более сложную по своей структуре
организацию. Он стал Группой Всемирного банка, в которую входят пять тесно
связанных между собой организаций развития: Международный банк
реконструкции и развития (МБРР), Международная
ассоциация развития (МАР), Международная
финансовая корпорация (МФК), Многостороннее
агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международный центр по урегулированию инвестиционных
споров (МЦУИС). Членами Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все
страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства,
в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее
агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр
по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства. Россия входит во
все, кроме МЦУИ. Роль, каждой из
5 организаций: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная
составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои
усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам.
Часто этот банк называют Всемирным. МБРР оказывает важную помощь в процессе
сокращения бедности. Предоставляя странам с низкими доходами, являющимся
клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на
выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой
основе, чем на рынке капитала. 2. Международная
ассоциация развития (МАР) образована в 1960 г. МАР помогает беднейшим странам
мира бороться с бедностью, предоставляя “кредиты” по нулевой процентной ставке
на срок от 35 до 40 лет, включая льготный период продолжительностью 10 лет. 3. Международная
финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. Занимается содействием
экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному
сектору. 4. Международное
агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. Осуществляет
поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем
предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими
рисками. 5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)
основан в 1966 г. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций
путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию
споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит
консультирование, научные исследования, располагает информацией об
инвестиционном законодательстве различных стран.
В соответствии
со Статьями соглашения Международного банка реконструкции и развития (МБРР),
для того чтобы стать членом Банка, страна должна сначала вступить в
Международный валютный фонд (МВФ). Членство в МБРР является условием членства в
МАР, МФК и МИГА. Проекты, которые
реализуются в настоящее время в отношении России. Проект экономического развития Санкт-Петербурга МБРР/Всемирный банк. (1945 г.) Местопребывание
— Вашингтон, объединяет более 184 стран мира. Уставный капитал составляет 142
млрд. долл. Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% — в
конвертируемой валюте, а 18% — в национальной валюте. Общая сумма кредитов,
выданная МБРР за все время существования организации: 371 млрд долл. США. Сумма
кредитов в 2002 финансовом году: 11,5 млрд долл. США (96 новых операций в 40
странах). Высший орган МБРР—Совет
управляющих. Каждая страна — член банка представлена одним членом в Совете
управляющих, обычно на уровне министра. Совет
управляющих состоит из назначаемых странами-членами управляющих (министров
финансов или председателей центральных банков), каждый из них имеет заместителя.
Срок полномочий управляющих составляет пять лет (возможно повторное
назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное
собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за
исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного
капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым
большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При
голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в
капитале банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют
140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно
1,8 и 0,8%). Директора-исполнители
(избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять
назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония),
имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с
учетом их принадлежности к определенной группе стран. Среди
директоров-исполнителей представлена и Россия. Совместный
комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), созданный в 1974 г. в
качестве политического форума, на основе собственных исследований и анализа
средне- и долгосрочных перспектив развивающихся стран формирует рекомендации по
распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов. Президент
избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет, он не может быть ни
управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора.
Президент ведет текущие дела Всемирного банка. В 1994 г. МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне,
Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в
странах-членах. Здесь можно получить проектную документацию, результаты
экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об
отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран
и их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и
т.д.). Цель деятельности
Международного банка реконструкции и развития заключается в том, чтобы
сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных
странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и
принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя
аналитические исследования и оказывая консультативные услуги. МБРР не стремится
к получению максимально высокой прибыли, однако ежегодно, начиная с 1948 года,
получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования
деятельности по нескольким направлениям процесса развития и обеспечения
финансовой стабильности, позволяющей странам-клиентам занимать средства на
рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях. МБРР принадлежит его
странам-членам, каждая из которых имеет право голоса пропорционально размеру
отчисляемых взносов в капитал организации, который, в свою очередь зависит от
уровня экономического развития каждой из стран. В настоящее время МБРР сконцентрировал свое
внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной
экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 г. МБРР оказывает важную помощь
в процессе сокращения бедности. Предоставляя странам с низкими доходами,
являющимся клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных
объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более
устойчивой основе, чем на рынке капитала. МБРР
МБРР является финансовым
учреждением, которому присвоен рейтинг высшего качества (ААА) и которое
обладает некоторыми необычными характеристиками. Акционерами этого учреждения
являются суверенные государства. Заемщики Банка, занимающие у него средства,
участвуют в разработке и принятии принципов деятельности данного учреждения.
Займы МБРР (и кредиты МАР), как правило, сопровождаются оказанием услуг, не
связанных с кредитованием, с тем чтобы обеспечить более эффективное
использование средств. Кроме того, в отличие от коммерческих банков, МБРР
руководствуется целями развития, а не стремлением получить максимально высокую
прибыль. Кредиты МБРР Сумма новых кредитов,
предоставленных МБРР в 2002 году, составившая 11,5 млрд долл. США, на 1 млрд
долл. США превысила уровень прошлого года. Количество новых утвержденных
операций (96) также превысило показатель за прошлый год. Размер новых кредитов, предоставленных
МБРР странам Европы и Средней Азии, достиг рекордной отметки – 4,9 млрд долл.
США, или 43 процентов общей суммы кредитов, выделенных МБРР. На втором месте по
этому показателю страны Латинской Америки и Карибского бассейна, которым было
предоставлено 4,2 млрд долл. США. За ними следуют страны Восточной Азии и
Тихоокеанского региона – 1 млрд долл. США. По объему выделенных
ресурсов МБРР сектор государственного управления намного опередил другие
сектора, получив 3,6 млрд долл. США, т.е. свыше 30 процентов общей суммы
кредитов МБРР. Столь значительная сумма кредитных ресурсов, направляемых в
сектор государственного управления, объясняется тем, что Банк уделяет основное
внимание оказанию клиентам помощи в совершенствовании стратегий развития,
проведении реформ и расширении институциональных возможностей. Финансовому
сектору, который по объему полученных кредитных ресурсов оказался на втором
месте, было выделено 2,1 млрд долл. США, или 18 процентов общей суммы кредитов.
Основными областями
деятельности, финансируемой средствами кредитов, выделенных финансовому
сектору, явились укрепление нормативно-правовой основы финансового и частного
секторов и повышение эффективности управления сектором. Кроме того, выделялись
средства на такие области деятельности, как развитие людских ресурсов,
управление экономикой и городское развитие. Доля кредитов МБРР на цели
структурных преобразований возросла до рекордно высокой отметки – 64 процентов
общей суммы кредитов в 2002 году, по сравнению с 38 процентами в 2001 году и 47
и 63 процентами в течение, соответственно, 1998 и 1999 финансовых годов в
период восточно-азиатского кризиса. Аргентина, Бразилия, Ямайка, Тунис, Турция
и Украина относятся к числу стран, которым Банк предоставлял кредиты на цели
смягчения неблагоприятных последствий снижения спроса на экспортируемые этими
странами товары, цен на сырьевые ресурсы и ограничения доступа к рынкам
капитала.
(Доля общей суммы кредитов, составившей 11,5 млрд
долл. США) Рисунок 2 Кредиты МБРР в разбивке по секторам,
2002 финансовый год. (Доля общей суммы кредитов, составившей 11,5 млрд долл.
США) В отличие от
МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных
макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного
экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные
преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы
системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает
долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам
предоставляются кредиты под льготный %. Банк специализируется на 2 видах
кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных
проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные
кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в
ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических
связей (кредит- не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а
средство общего финансирования гос. бюджета в соответствии с изменением
экономической политики). В 1992—1998гг.
МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта
(по состоянию на конец 1998г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала
крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый
год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в миром списке получателей Россия
занимает пятое место). В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного
банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и
полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем. В августе
1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования
России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения — семь лет с трехлетним льготным
периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл.
(немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.). Став членом МБРР,
Россия вступила и в МАГИ. Дополнительно: В Международную
ассоциацию развития (МАР) входят 163 государств-членов. Местопребывание —
Вашингтон. МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление
займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных
проектов в рамках национальной экономики. Эти две организации различаются по
источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время
как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет
займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в
основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно —
возвращающим кредиты), МАР, получающая свой капитал из других источников,
предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам. Целями МАР
являются поощрение экономического развития, повышение производительности
труда, а также уровня жизни в государствах-членах. Источниками
финансирования МАР: прибыли МБРР, взносы государств-членов (более 70 млрд.
долл.), а также возвращенные кредиты. Каждый
финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с
целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. МАР обычно
предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет со льготным периодом 10
лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты
открываются в национальной валюте государства или его территории. Право на
кредит и участие в МАР имеет только
страна — член МБРР. Состав Совета управляющих и Исполнительного
директора такой же, как и в МБРР. Административную деятельность выполняет по
совместительству персонал Всемирного банка. Президент ведет текущие дела МАР.
Штат его сотрудников разделен на четыре сектора: операции, финансирование,
политика, планирование и исследования. Международная
финансовая корпорация (МФК) была создана по инициативе США. Местопребывание —
Вашингтон, функционирует ряд бюро: во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже,
Токио. В МФК в настоящее время входят 175 государства-члена. Россия вступила в
эту организацию 12 апреля 1993 г. В отличие от
МБРР МФК «работает» на микроуровне, финансируя не правительства, а
непосредственно предприятия. МФК — крупнейший в мире источник прямого финансирования
проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Источники
финансирования МФК - взносы членов и уставный капитал (1,4 млрд. долл.),
кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращения кредитов, а также
привлекаемые на международных финансовых рынках. МФК
предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям,
но в отличие от МБРР — без гарантии правительства. Таким образом, МФК
содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным
сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие в каждом конкретном
проекте 25% его стоимости. Но она помогает найти инвесторов. В последние годы
МФК наряду со своей основной задачей - поощрением частных капиталовложений —
активизировала деятельность в сфере технической помощи, финансирование которой
осуществляет Фонд технической помощи. Общий объем кредитов и инвестиций по всем
направлениям деятельности корпорации составляет 7 млрд. долл. Высшим органом
МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей.
Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка.
Текущую деятельность МФК направляет Директорат. Он состоит из 24 директоров
МБРР, представляющих страны, которые одновременно являются членами МФК.
Президент МФК по должности является председателем ее Директората. МФК была
реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные
стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в отраслях
инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей
промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает
исполнительный президент. С 1956 г. (года
своего создания) МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на
осуществление различных проектов и организовала финансирование 852 предприятий
в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл. С 1993 г. МФК
утвердила финансирование 38 российских проектов на 563 млн. долл. из
собственных средств и 223 млн. долл. — из средств участников программы по
привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих проектов
составила 1,9 млрд. долл. В Многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в настоящее время входит 158
государства-члена, включая Россию. Местопребывание — Вашингтон. Цели агентства:
1).поощрение ин. инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся
странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного
банка; 2).предоставление гарантий, включая страхование и перестрахование
некоммерческих рисков на инвестиции одного государства — члена МАГИ в другом
государстве-члене. Источник
финансирования - уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает
предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл. Агентство
предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90% общего
объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах
(развивающихся странах) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего
рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков(
экспроприация или аналогичные меры, трансферт валютных средств, нарушение
договоров вследствие принятия
правительством нормативных актов, война
и гражданские беспорядки, революции и т.п.). МАГИ предлагает
консультативные и рекламные услуги через Департамент политических и
консультативных услуг. Через Консультативную службу по иностранным
инвестициям, работающую совместно с МБРР и МФК, Агентство помогает
государствам-членам разрабатывать политику и развивать инфраструктуру,
необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций. Все полномочия
по управлению МАГИ принадлежат Совету управляющих, который может передать свои
полномочия Директорату. Совет обычно собирается на ежегодную сессию; кроме
того, могут быть созваны и другие совещания. За текущую деятельность МАГИ
отвечает директор. Председателем Директората является президент МБРР (по
должности). Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента
МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директора. Сайт управляется системой uCoz
|