БашГУ - Башкирский Государственный университет Институт права. Сайт студентов-международников в избранное  *  пишите письма
Главная
Материалы
Фотоальбом
Форум
Беседка(Чат)
Гостевая
Сайты БашГУ
UfaLaw
iPolitics
разделГлавная >материалы > Региональные комиссии ООН: цели и задачи, основные направления деятельности

Региональные комиссии ООН: цели и задачи, основные направления деятельности.

В современных условиях в мире значительно возросла роль международных региональных организаций, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ЭКОСОС ООН осуществляет региональную деятельность 5 таких организаций, именуемых «комиссиями». Они содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов региональных комиссий; способствуют выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; содействуют выполнению проектов и программ в области развития экономики.

Региональные экономические комиссии ЭКОСОС ООН

 

1.        Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций - ЕЭК/ООН.

Создана Экономическим и социальным советом в 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В 1951 г. ЕЭК приобрела статус постоянного органа ООН. В составе ЕЭК 55 государств-членов.

Членами ЕЭК являются: Австралия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Канада, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Югославия.

Таким образом, членами ЕЭК являются практически все страны Европы, а также США, Канада, Израиль. В ее работе имеют право принимать, участие в качестве наблюдателей или консультантов представители любой  страны - члена ООН, межправительственных и международных организаций. Это относится к представителям ЕС, Австралии, Аргентины, Туниса, Ватикана. Деятельность ЕЭК тесно связана с общеевропейским процессом и рекомендациями Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. ЕЭК играет важную роль в качестве инструмента принципов Хартии Объединенных Наций на региональном уровне и положений Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки.

Цели ЕЭК:

·           содействие развитию и укреплению экономических отношений как между государствами-членами, так и между ними и другими странами;

·           координация научно-технического и торгово-экономического сотрудничества в регионе;

·           сотрудничество в таких областях, как наука и техника, экономическое прогнозирование и планирование, торговля, окружающая среда, энергетика, отдельные отрасли промышленности, транспорт, сельское хозяйство, статистика, стандартизация, сертификация;

·           осуществление сбора, анализа и распространения информации и статистических сведений по экономическим и технологическим вопросам.

Основные направления деятельности ЕЭК сводятся к оказанию содействия в следующих областях:

·           сотрудничество в определении внутрирегиональной торговой политики;

·           регулирование вопросов в области международной торговой практики;

·           совершенствование процедур международной торговли;

·           научно-техническое и промышленное сотрудничество в регионе;

·           сотрудничество в области сельского хозяйства;

·           сотрудничество в области транспорта;

·           разработка международных стандартов правил и соглашений, а также сертификация продукции; разработка стандартов в отношении автотранспортных средств;

·           реализация инвестиционных проектов;

·           осуществление деятельности в области охраны окружающей среды и нормализации положения с загрязнением воздуха;

·           сотрудничество в области энергетики;

·           предоставление информации по широкому кругу вопросов; разработка руководств по ведению предпринимательской деятельности в странах с переходной экономикой.

ЕЭК проводит исследования по экономике и технике, а также собирает и распространяет информацию и статистические данные по рассматриваемым вопросам. ЕЭК пользуется правом давать рекомендации правительствам, участвующим в ее работе. По наиболее важным вопросам ЕЭК согласовывает рекомендации с ЭКОСОС.

Особое значение придается ЕЭК как форуму по разработке международно-правовых документов на региональном уровне и мер по их выполнению. Рабочие документы, принимаемые Комиссией и ее органами, имеют различный правовой статус и области применения. Форма документов определяется юридическими соображениями в свете определенных задач, которые должны быть достигнуты. Резолюции и решения, принятые Комиссией, имеют силу полностью согласованной меры. Для координации политики в различных областях деятельности с соответствующими международными и региональными организациями различного уровня принимаются рекомендации. Международные соглашения и конвенции устанавливают требования, обязательные для договаривающихся сторон.

ЕЭК сотрудничает с такими учреждениями ООН, как ФАО, ЮНИДО, МВФ, МБРР, а также со многими другими правительственными и неправительственными международными организациями, Следует отметить сотрудничество с ЕС, ЕАСТ, ОЭСР, ИСО и т. д. Сотрудничество между ЕЭК и другими международными организациями имеет различные формы. Это организация совместных совещаний, разработка и выполнение отдельных программ работы, подготовка и представление документов, обмен информацией о проделанной и намечаемой работе.

9.2. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна - ЭКЛАК

Учреждена Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС) в 1948 г. Она выступает исполнительным органом в отношении региональных, субрегиональных, межотраслевых и межрегиональных проектов, финансируемых ПРООН. В составе ЭКЛАК 41 государство-член и 7 ассоциированных членов. Членами ЭКЛАК являются: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская республика, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Франция, Чили, Эквадор, Ямайка. Ассоциированные члены Британские острова, Виргинские острова (США), Монтсеррат, Нидерландские Антильские острова, Аруба, Пуэрто-Рико.

Цели ЭКЛАК:

·         содействие экономическому развитию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна;

·         развитие экономического сотрудничества как между странами региона, так и между ними и третьими странами;

·         исследование и изучение экономических и технических проблем регионального развития;

·         участие в разработке координированной политики стран-членов как основы практических мероприятий, направленных на содействие экономическому развитию стран региона;

·         совместная деятельность в рамках программ ООН по оказанию технической помощи.

Основные направления деятельности ЭКЛАК:

·         оказание помощи странам-членам в разработке планов развития;

·         разработка мероприятий, направленных на решение актуальных экономических проблем;

·         взаимодействие с правительствами ряда стран в проведении исследований и анализа ряда региональных и национальных экономических проблем;

·         предоставление технической помощи;

·         организация и проведение региональных межправительственных совещаний, участие в семинаре, конференциях;

·         подготовка и предоставление экономической информации путем издания и распространения ежегодника, отчетов, справочников.

Деятельность ЭКЛАК охватывает следующие области продовольствие и сельское хозяйство; международная торговля; транспорт; финансирование развития; природные ресурсы и энергетика; производство; производительность и управление, включая транснациональные корпорации; наука и техника; социальное развитие и гуманитарные проблемы; окружающая среда и населенные пункты, статистика; подготовка экономических проектов; профессиональная подготовка кадров.

ЭКЛАК осуществляет сотрудничество с национальными и международными организациями.

Деятельность ЭКЛАК финансируется из бюджета ООН и за счет частных взносов.

 

9.3. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана – ЭСКАТО.

Создана в 1947 г. по решению Экономического и социального совета (ЭКОСОС) как единый центр экономического и социального развития в системе ООН для региона Азии и Тихого океана. В составе ЭСКАТО 49 государств-членов. Членами ЭСКАТО являются: Австралия, Азербайджан, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бруней, Бутан, Вануату, Великобритания, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Камбоджа, Кыргызстан, Китай, Кирибати, КНДР, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Монголия, Мьянма, Науру, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа - Новая Гвинея, Республика Корея, Российская Федерация, Самоа, Сингапур, Соломоновы острова, Соединенные Штаты Микронезии, США, Таджикистан, Таиланд, Тонга, Тувалу, Туркменистан, Узбекистан, Фиджи, Филиппины, Франция, Шри-Ланка, Япония. В число ассоциированных членов (10) входят.' Северные Марианские острова, Кука острова, Французская Полинезия, Гуам, Гонконг, Макао, Новая Каледония, Ниуэ, Палау, Американское Самоа.

Цели ЭСКАТО:

·         содействие экономическому и социальному развитию в регионе;

·         обеспечение технической помощи для правительств стран-членов;

·         изучение проблем регионального экономического развития;

·         содействие развитию региональной торговли и укреплению экономических связей между странами региона и с государствами других регионов мира.

Основные направления деятельности ЭСКАТО сводятся к оказанию содействия:

·         комплексному развитию стран Азии, Дальнего Востока и Тихого океана;

·         развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта;

·         координации национальных программ и планов развития;

·         решению вопросов социального развития, ликвидации неграмотности и нищеты, жилищного строительства, народонаселения, миграции рабочей силы, окружающей среды;

·         развитию инвестиционной деятельности, передаче технологий, приватизации и предпринимательству,

·         участию в качестве подрядчика-исполнителя в осуществлении проектов, финансируемых ПРООН. Под эгидой ЭСКАТО велось строительство трансазиатских железных и автодорог, освоение ресурсов р. Меконг.

Высшим органом ЭСКАТО является ежегодная сессия.

В рамках ЭСКАТО осуществляется субрегиональное сотрудничество, охватывающее небольшие группы стран и распространяющееся на отдельные области сотрудничества.

(1) Между 7 развивающимися странами - членами ЭСКАТО в 1976 г. было подписано соглашение (Бангкокское соглашение) о либерализации внутрирегиональной торговли между участниками соглашения - Бангладеш, Китаем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Папуа-Новой Гвинеей, Шри-Ланкой, направленное на развитие торговли и экономического сотрудничества.

(2) Совместно с Республикой Корея был создан совместный фонд сотрудничества для финансирования проектов в области развития.

(3) Комитет по Меконгу (Таиланд) - межправительственный орган; был образован в 1957 г. Камбоджей, Лаосом, Таиландом и Вьетнамом для совместной работы по содействию, координации, надзору и контролю за планированием, проведением исследований и осуществлением проектов освоения водных ресурсов бассейна нижнего Меконга.

(4) Совместно с ЕЭК ООН была разработана Специальная программа для стран Центральной Азии (СПЕКА). Эта программа предназначена для стран Центральной Азии с экономикой переходного периода, а именно--Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Она призвана обеспечить более высокую сфокусированность и большую взаимодополняемость технической помощи, оказываемой региональными комиссиями ООН упомянутым странам, являющимся членами обеих комиссий.

 

9.4. Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии – ЭСКЗА.

Создана в 1973 г. на основании резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) и входит в Секретариат ООН. Члены ЭСКЗА - 13 государств: Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия.

Цели ЭСКЗА:

·         содействие развитию и углублению экономического сотрудничества и интеграции стран Западной Азии;

·         поддержание и укрепление экономических отношений стран региона как между собой, так и с другими странами мира;

·         проведение исследований по экономическим и социальным вопросам и оказание экспертной и консультационной помощи странам-членам.

Основные направления деятельности ЭСКЗА:

·         содействие осуществлению программ развития и сотрудничества в следующих областях экономики: сельское хозяйство и продовольствие; охрана окружающей среды; промышленное развитие; международная торговля; развитие природных ресурсов; наука и техника; транспорт и связь;

·         содействие решению программ экономического и социального развития: проблем и политики развития, регионального развития и глобальных изменений; населенных пунктов; демографии; государственного управления; социального обеспечения; качества жизни; статистики;

·         осуществление мероприятий по созданию благоприятных условий для согласованных действий в области экономического развития стран-членов;

·         сбор, оценка и распространение экономической, технической и статистической информации;

·         сотрудничество и взаимодействие с соответствующими национальными, региональными и международными органами и организациями; содействие ЭКОСОС в выполнении его функций в связи с решением экономических проблем, включая оказание технической помощи.

Высший орган ЭСКЗА - ежегодные сессии. Секретариат возглавляет Исполнительный секретарь, имеющий одного заместителя. Вспомогательными органами являются отделы: планирования в целях развития; объединенный ЭСКЗА/ФАО отдел сельского хозяйства, промышленности, природных ресурсов; науки и техники; транспорта и связи; социального развития, демографии и населенных пунктов; статистики. Мероприятия технического характера осуществляются через ряд технических отделов, программ и групп, а также через региональных консультантов. Деятельность ЭСКЗА финансируется из бюджета ООН и за счет взносов государств-членов.

 

9.5. Экономическая комиссия ООН для Африки ЭКА.

Создана Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) в 1958 г. В ее составе 53 государства-члена: Алжир, Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Заир, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзаия, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, ЮАР.

Цели ЭКА:

·         содействие экономическому и социальному развитию в Африке, осуществлению скоординированных и согласованных действий, направленных на экономическое развитие, включая социальные аспекты такого развития;

·         поддержание и укрепление экономических отношений стран и территорий Африки как между собой, так и с другими странами мира;

·         проведение исследований по экономическим и технологическим проблемам и предоставление информации, консультационных услуг, а также организация профессиональной подготовки кадров;

·         оказание помощи в разработке и формулировании согласованной политики стран-членов как основы для практических мероприятий, способствующих экономическому и техническому развитию региона.

Основные направления деятельности ЭКА:

·         практическое осуществление программ и политики в области промышленности, финансов, торговли, природных ресурсов, транспорта и связи, туризма;

·         реализация в сотрудничестве с ФАО программ в области сельского хозяйства;

·         оказание содействия в реализации политики и программ в области социальных исследований; планирования; развития населенных пунктов; государственного управления; людских ресурсов; социального развития и повышения жизненного уровня в странах-членах; статистики; народонаселения; администрации и обслуживания конференций;

·         сотрудничество с региональными и международными организациями; оказание финансовой помощи ряду региональных и субрегиональных организаций;

·         создание многонациональных центров по планированию и оперативному управлению, действующих в качестве региональных бюро по реализации региональных программ развития. Такие центры (их всего 5) располагаются в разных странах и отвечают за различные субрегионы: в Камеруне - за Центральную Африку; в Руанде - за экономическое сообщество государств Великих озер (Бурунди, Руанда, Заир); в Мозамбике - за Восточную и Южную Африку; в Нигере - за Западную Африку; в Марокко - за Северную Африку.

 

Источник публикации: www.sakharov.ru
Сайт управляется системой uCoz

Edited by SEMAKpari
Сайт управляется системой uCoz