Государственные стандарты специальностей  1-го поколения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

"Утверждаю"

Заместитель Председателя

Госкомвуза России

В.Д.ШАДРИКОВ

"03" __06____ 1996 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по  специальности 021200 " МЕЖДУНАРОДНЫЕ   ОТНОШЕНИЯ "

Действует в качестве стандарта с даты утверждения

Москва 1996

1. Общая характеристика  специальности

021200  Международные   отношения

1.1.  Специальность  утверждена Приказом Государственного

комитета Российской Федерации по высшему образованию N 180 от

05.03.1994 г.

1.2. Нормативная длительность обучения по  специальности  при

очной форме обучения - 5 лет. Квалификация - Специалист в

области  международных   отношений .

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной

деятельности по  специальности  021200 " Международные   отношения ".

Деятельность специалиста-международника предусматривает

выполнение функций референта, эксперта, консультанта в об-

ласти  международных   отношений , переводчика (переводчика-

референта) по соответствующему иностранному языку при работе в

государственных органах, научных и высших учебных заведениях

Российской Федерации. Она направлена на изучение современных

 международных   отношений , важнейших  международных  организаций

и объединений, вопросов национальной безопасности и внешней

политики Российской Федерации и других государств с целью

разработки научно обоснованных рекомендаций относительно

действий Российской Федерации во внешнеполитической области.

1.4. Специалист должен быть подготовлен:

- к профессиональной деятельности в соответствии с

фундаментальной и специальной подготовкой в государственных, в

том числе образовательных и научных, учреждениях;

- к обучению в магистратуре и продолжению научных

исследований в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовленности лиц,

завершивших обучение по программе

дипломированного специалиста в

области  международных   отношений

2.1. Общие требования к образованности специалиста

Специалист отвечает следующим требованиям:

- имеет целостное представление о процессах и явлениях,

происходящих в живой и неживой природе, знаком с принципи-

альными проблемами современного естествознания, развития на-

уки и техники, понимает их социально-экономические и

политические последствия;

- знаком с основными учениями в области политических,

правовых и социально-экономических наук, способен научно

анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет

использовать методы этих наук в различных видах

профессиональной и социальной деятельности;

- знает Конституцию Российской Федерации, этические и

правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и

между обществом и природной средой, учитывает их в

профессиональной деятельности;

- знает основные этапы истории России и ее внешней

политики, а также истории других ведущих государств и

цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической

преемственности;

- знает основные проблемы современных  международных  от-

ношений, механизмы и закономерности их формирования и

развития, основные теории и концепции, относящиеся к развитию и

функционированию  международных   отношений , умеет применять их

выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем,

возникающих в ходе его профессиональной деятельности;

- знает основные проблемы внешней политики, националь-

ной безопасности Российской Федерации, владеет методами и

приемами их анализа;

- знаком со структурой, принципами и методами работы

органов государственной власти Российской Федерации в об-

ласти внешней политики и  международных   отношений ;

- владеет иностранным языком (языками), способен

выполнять функции переводчика, переводчика-референта и продолжать

обучение и осуществлять профессиональную деятельность в ино-

язычной среде;

- владеет культурой мышления и публичного выступления,

способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и

письменной форме, участвовать в дискуссиях по

профессиональным проблемам;

- умеет на научной основе организовать свой труд,

владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки

информации, в том числе с использованием электронно-вычислитель-

ной техники, имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными

компьютерными программами;

- способен к самообучению по завершении учебной

программы, к расширению своих знаний на основе информационных и

образовательных технологий;

- владеет основами научного анализа и прогнозирования

различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качест-

венный и количественный анализ, способен определять цели

специальных исследований и использовать для их осуществления

методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными

проектами;

- способен приобретать новые знания, методически и

психологически готов к изменению направления и характера своей

профессиональной деятельности;

- готов к работе в коллективе, знаком с методами управ-

ления, способен находить и принимать управленческие решения,

знает основы педагогической деятельности.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам

2.2.1. По общим гуманитарным и социально-

экономическим дисциплинам

Специалист должен:

в области философии, культурологии, психологии, педагогики и

истории:

- иметь представление об основных философских концепци-

ях и учениях, относящихся к построению общей картины

мироздания, сущности и назначению человека; о формах

человеческого знания, понятиях истины и заблуждения, знания и веры, ра-

ционального и иррационального;

- быть знакомым с важнейшими отраслями, школами и

этапами развития гуманитарного и общественного знания;

- понимать специфику, структуру, методы научного

знания, роль естественно-технических и социальных наук в

развитии общества, цивилизации и человека;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,

биологического и социального начал в человеке;

- понимать смысл и пути разрешения проблем и

противоречий, возникающих во взаимоотношениях человечества (общества)

и природной среды;

- быть знакомым с понятиями личности, личности и свобо-

ды, знать условия их формирования, понимать роль насилия и

ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных

обязанностей человека по  отношению  к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимо-

 отношении  с бессознательным, роли сознания и самосознания в

поведении, общении и деятельности людей, в формировании

личности;

- быть знакомым с основными концепциями и школами

психологической науки, знать основные психические функции и их

физиологические механизмы, соотношения природных и

социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и

эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных ме-

ханизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности

(ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного

психического состояния, владеть простейшими приемами психи-

ческой саморегуляции;

- понимать соотношения наследственности и социальной

среды, роли и значения национальных и культурно-исторических

факторов в образовании и воспитании;

- владеть навыками, приемами и методами педагогической

деятельности и анализа учебно-воспитательных ситуаций, опре-

деления и решения педагогических задач;

- иметь представление о понятиях культуры и

цивилизации, их роли в человеческой жизнедеятельности, о способах

приобретения, хранения и передачи социального опыта,

базисных ценностей культуры; знать типы и формы культур,

основные культурно-цивилизационные центры и регионы мира,

закономерности их функционирования, развития и взаимо-

действия;

- иметь научное представление об основных эпохах в

истории человечества и их хронологии, об основных

человеческих цивилизациях, механизмах и законах их возникновения,

развития и гибели, формах и механизмах взаимодействия;

- знать основные исторические факты, даты, события и

имена исторических деятелей; уметь корректно и обоснованно

определять и практически преломлять свою позицию по

вопросам, касающимся ценностного  отношения  к историческому

прошлому;

в области социологии, экономики и права:

- иметь представление об основных социологических

теориях, научных подходах к обществу и личности, основных

закономерностях и формах регуляции социального поведения, о ти-

пах и природе возникновения социальных общностей и

социальных групп, видах и особенностях социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и

развития массовых социальных движений, формы социальных

взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры

социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа, методики

конкретных социальных исследований;

- знать и уметь свободно оперировать основными понятия-

ми и категориями современной экономической науки и экономи-

ческой статистики; знать основные различия в

методологических подходах различных экономических школ; знать и пони-

мать методы и приемы фискальной (налоговой), денежно-кредит-

ной, инвестиционной политики, политики социального

обеспечения;

- знать методы и приемы обработки, обобщения и

представления экономической информации, основные показатели,

характеризующие состояния и динамики экономики страны;

- уметь анализировать экономическое положение в

Российской Федерации, знать основные закономерности и этапы

развития советской экономики, концепции перехода к рынку,

основные экономические проблемы, стоящие перед Россией, и

иметь представление о путях их решения;

- знать особенности мирового размещения

производительных сил, механизмы  международного  разделения труда, основные

проблемы и тенденции в мировой торговле, движении капиталов

и рабочей силы; особенности и параметры развития

региональных и важнейших национальных экономических систем; принципы

и механизмы регулирования  международных  экономических

 отношений ; основы формирования и механизмы деятельности

транснациональных корпораций (ТНК); важнейшие  международные

экономические организации и соглашения; механизмы и формы

экономической интеграции;

- знать основные правовые теории и концепции, иметь

представления о происхождении и сущности государства, о роли

и функциях права в развитии цивилизации и функционировании

общества; знать историю развития представлений о правах и

свободах гражданина и о правовом государстве, основные

положения государственного права и конституционного устройства

Российской Федерации и ведущих зарубежных государств; право-

вые основы внешнеполитической и дипломатической

деятельности; принципы и источники  международного  права; основы

российской правовой системы и законодательства, организации

и функционирования судебных и иных правоприменительных и

правоохранительных органов; уметь анализировать международ-

но-правовые документы;

в области филологии и языкознания:

- свободно владеть государственным языком Российской

Федерации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей

деятельности профессиональную лексику;

- владеть одним или двумя иностранными языками (при

этом: основным иностранным языком - как минимум читать без

словаря общую и специальную литературу по профессии, знать и

уметь свободно и правильно использовать грамматические

структуры, писать и выступать на иностранном языке, работать

в качестве письменного и устного переводчика, переводчи-

ка-референта; вторым иностранным языком - читать без словаря

специальную литературу, вести беседу специального и общего

характера, правильно использовать основные грамматические

формы, составлять письменные тексты на иностранном языке со

словарем);

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека

и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа

жизни;

- владеть системой практических умений и навыков,

обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и

совершенствование психофизических способностей и качеств,

самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной

деятельности для достижения жизненных и профессиональных це-

лей.

2.2.2. По математическим и общим естественно-научным

дисциплинам

Специалист должен иметь представление

в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой

культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в ма-

тематике, принципах математических рассуждений и

математических доказательств;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и пере-

дачи;

- об основных положениях теории игр, теории

вероятностей и математической статистике;

- об основах устройства современных компьютеров,

информационных сетей и банков данных;

в области концепций современного естествознания:

- об основных этапах развития естествознания, науки и

техники, особенностях современного естествознания, его роли

в развитии человеческой цивилизации и  международных  отноше-

ний;

- о принципиально важных проблемах, стоящих сегодня пе-

ред наукой и техникой, поисках путей и методов их решения; о

возможных научно-технических прорывах;

- о социально-политических последствиях развития науки

и техники, его реальном и потенциально-возможном воздействии

на экономику, военное дело, взаимоотношения общества и при-

родной среды, систему и структуру  международных

экономических, политических и военных  отношений .

2.2.3. По общепрофессиональным и специальным дисциплинам

Специалист должен:

- владеть категориальным, понятийным аппаратом

современных политических наук, знать современные политические

теории и концепции, уметь применять основы этих знаний при

анализе и прогнозе развития внутриполитических и

внешнеполитических процессов,  международных   отношений ;

- знать историю развития политических учений, уметь

соотносить ее с развитием политической системы общества и

его политической культуры;

- владеть методами и техникой конкретных политических

исследований, в том числе сравнительных и ретроспективных;

- владеть основными понятиями и методами политической

психологии, уметь применять их для анализа массового

политического поведения и пропагандистских кампаний;

- знать основные этапы политической истории России,

процессы смены политических систем и режимов, особенности

развития политической культуры и идеологии;

- знать основные этапы истории внешней политики России,

факторы смены стратегических внешнеполитических установок;

- детально разбираться в основных проблемах внешней

политики и национальной безопасности России на современном

этапе, знать генезис, историю развития этих проблем, пони-

мать подход России к этим проблемам и факторы, его

определяющие, разбираться в основах внешнеполитических концепций

Российской Федерации;

- знать основные этапы развития системы  международных

 отношений , понимать механизмы и факторы ее развития;

- детально разбираться в важнейших  международных  проб-

лемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции

России, в том числе в проблемах, существующих в зоне "

ближнего зарубежья", знать генезис этих проблем, уметь прогнози-

ровать их развитие;

- разбираться в основных методах и приемах дипломатии,

в дипломатической стратегии и тактике, понимать требования,

предъявляемые к работнику дипломатической службы, владеть

практическими навыками сбора и анализа внешнеполитической

информации.

2.2.4. По дисциплинам специализации

Специалист-международник должен иметь глубокие знания и

владеть методами научных исследований в более узких областях

 международных   отношений  и внешней политики Российской Феде-

рации. Конкретные требования к специализации устанавливаются

высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку

специалистов-международников.

3. Обязательный минимум содержания профессиональной

образовательной программы по  специальности *

ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические

дисциплины (1460 часов)

ГСЭ.01 Философия

Роль философии в жизни человека и общества;

исторические типы философии; человек во Вселенной; философская,

религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл

его существования; познание, его возможности и границы;

знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций,

форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад,

Восток, Россия в диалоге культур; личность; проблемы свободы

и ответственности; человек в информационно-техническом мире;

роль научной рационализации в развитии общества;

человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ.02 История

Сущность, формы, функции исторического сознания; типы

цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и

природной среды в древних обществах; цивилизация Древней

Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе;

Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских

землях; проблема складывания основ национальных государств в

Западной Европе; складывание Московского государства; Европа

в начале Нового времени и проблема формирования целостности

европейской цивилизации; Россия в XV-XVII вв.; XVIII век в

европейской и северо-американской истории; проблема перехода

в "царство разума"; особенности российской модернизации в

XVIII в.; духовный мир человека на пороге перехода к индуст-

--------------

* Дидактические единицы представлены в документе разде-

лами, темами, понятиями, с помощью которых определяется

основное содержание дисциплины.

риальному обществу; основные тенденции развития всемирной

истории в XIX в.; пути развития России; место XX в. во все-

мирно-историческом процессе; новый уровень исторического

синтеза; глобальная история; менталитет человека, его

эволюция и особенности в Западной Европе, России и других

регионах мира.

ГСЭ.03 Культурология

Понятие культуры, основные очаги мировой культуры;

история их развития; особенности и история культуры России;

школы, направления и теории в культурологии.

ГСЭ.04 Правоведение

Теория государства и права: основные теории

возникновения и формирования государства; научные концепции и

представления о роли и функциях государства; основные типы

государства и политические режимы; ветви власти и их

функции, важнейшие структурные элементы государства; понятие

права; возникновение права и его источники; роль и функции

права в обществе, их историческая эволюция; структура

современного права; сравнительное и ретроспективное правоведение.

ГСЭ.05 Социология

История становления и развития социологии, основные

социологические концепции, общество как социокультурная систе-

ма; социальные общности и группы; социальные изменения;

культура как система ценностей, смыслов, образцов поведения;

взаимовлияние культуры и социальных и экономических отноше-

ний; личность как социальный субъект; ролевая теория

личности; социальный статус личности; связи, действия, взаимо-

действия между индивидами и группами, групповая динамика,

социальное поведение, социальный обмен и сравнение как

механизм социальных связей; социальная структура и

стратификация; социальные институты; социальная интеграция; социальный

контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные

движения; источники социального напряжения, социальные

конфликты и методы их разрешения; социальные изменения;

социально-культурные особенности и проблемы развития российского

общества; возможные альтернативы его развития в будущем; ме-

тодология и методы социологического исследования.

ГСЭ.06 Политология

Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе

социально-гуманитарных дисциплин; история политических уче-

ний; современные политологические концепции; теория власти и

властных отношений, политическая жизнь, ее основные

характеристики; политическая система, институциональные аспекты

политики; политические отношения и процессы; субъекты

политики; политическая культура; политические идеологии (история

развития, современное состояние, перспективы); политический

процесс в России; сравнительная политология; политическая

социология; политическая психология.

ГСЭ.07 Психология и педагогика

Психология: объект и предмет психологии; соотношение

субъективной и объективной реальности; психика и организм;

активность психики (души); психика, поведение и

деятельность; структура психической деятельности, типология

личности, характер; личность и межличностные отношения; пробле-

ма свободы воли; проблема ответственности; общее и

индивидуальное в психике человека; методика психологических

исследований (тесты) и проблема интерпретации результатов.

Педагогика: предмет педагогики; цели образования и

воспитания; педагогический идеал и его конкретно-

историческое воплощение; средства и методы педагогического воз-

действия на личность; межличностные отношения в коллективе;

мастерство педагогического общения.

ГСЭ.08 Экономика

Экономическая теория: предмет экономической науки;

основные экономические теории и школы; основы экономического

анализа и основные экономические показатели; понятия и

функционирование рынка, государственный сектор экономики и госу-

дарственное регулирование; основные понятия собственности:

экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику;

государственный бюджет и его структура; деньги, денежное об-

ращение и финансовая и денежная политика; национальный до-

ход, совокупные расходы, спрос и предложение, ценовой

уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы

инфляции и безработицы; факторы экономического роста, издержки

производства, типы фирм и корпораций и иных субъектов

экономической деятельности; методы экономической статистики, об-

работки, обобщение и представление экономической информации,

межотраслевой баланс; микроэкономика.

ГСЭ.09 Физическая культура (408 часов)

Физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов; социально-биологические основы физи-

ческой культуры; основы здорового образа и стиля жизни;

оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика);

профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом) (320 часов)

ЕН.00 Общие математические и естественно-научные

дисциплины (600 часов)

ЕН.01 Математика и информатика

Основы общей теории систем (ОТС); принципы и методы ма-

тематического моделирования; правила постановки прикладных

математических заданий; понятие экспертных систем; основные

варианты баз данных и принципы работы с ними; прикладные па-

кеты программ: текстовые редакторы, организаторы баз данных,

экспертные программы, пакеты по математическому и статисти-

ческому анализу, системы-оболочки (семейство Windows).

ЕН.02 Концепции современного естествознания

Исходные естественно-научные категории при решении за-

дач моделирования социальных систем: пространство, время,

взаимодействие, энергия, иерархия, вероятность,

инерционность-устойчивость и теория катастроф. Междисциплинарные

исследования и методы; принципы аналогий, заимствований,

синтеза. Влияние естественно-научных достижений на

социальные процессы и принятие политических решений. Возможные

научно-технические изобретения и их военные, экономические и

социальные последствия. Научно-технические перспективы

решения глобальных проблем современности.

ЕН.03 Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом (факультетом) (300 часов)

ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (4140 часов)

ОПД.01 Иностранный язык

Усвоение лексико-грамматического материала, необходимо-

го для овладения одним иностранным языком или основным и

вторым иностранными языками (устанавливаемыми программами

вуза, факультета); переводческая практика, реферирование и

аннотирование материалов средств массовой информации и

политической литературы на соответствующем иностранном языке;

курсы специальных видов перевода: политического, военно-по-

литического и др.

Основной иностранный язык: хронологические и

территориальные границы функционирования основного языка; языковая

ситуация в изучаемом регионе (стране); фонетика и графика,

орфоэпия, морфологические категории основного языка;

синтаксические схемы основного языка; лексическая сочетаемость,

несвободные словосочетания; особенности порождения

синтаксических конструкций; виды предложений; формирование и

развитие навыков основных видов речевой деятельности в

коммуникативных сферах: учебно-профессиональной, профессиональной,

общественно-политической, социально-культурной.

Второй иностранный язык: фонетика и графика, орфоэпия,

морфологические категории второго иностранного языка;

синтаксические схемы; лексическая сочетаемость, несвободные

словосочетания; виды предложений; формирование и развитие

навыков основных видов речевой деятельности в

коммуникативных сферах.

ОПД.02 Международное право

Международное право как особая система юридических

норм; субъекты международного права; источники

международного права и процесс создания норм; взаимодействие международ-

ного и внутригосударственного права; основные принципы

международного права; право международных договоров; междуна-

родные организации и конференции; ответственность в междуна-

родном праве; дипломатическое и консульское право; право

международной безопасности; права человека и международное

право; международное экономическое право; морское право;

воздушное право; экологическое право; мирные средства

разрешения международных споров.

Предмет и объекты международного частного права;

источники международного частного права; международное частное и

международное публичное право; правовое регулирование между-

народных имущественных, семейных, трудовых и процессуальных

отношений юридических и физических лиц; исполнение

иностранных судебных и арбитражных решений; международный арбитраж;

обязательное право (внешнеторговые сделки, транспортные пе-

ревозки, кредитные отношения, авторское право).

ОПД.03 Мировая экономика

Особенности мирового размещения производительных сил;

международное разделение труда; научно-техническая революция

и формирование центров экономической мощи; особенности раз-

вития важнейших региональных и национальных экономических

систем современного мира; интеграционные процессы и

экономические объединения государст; ТНК; глобальные проблемы

экономического развития (энергетическая, сырьевая, продовольст-

венная, демографическая, экологическая).

ОПД.04 Международные экономические отношения

Тенденции мировой торговли, движения капитала и рабочей

силы; механизмы регулирования международных экономических

связей международными организациями и соглашениями;

механизмы международных расчетов и валютно-финансовые проблемы;

международные торговые и финансовые биржи.

ОПД.05 Теория международных отношений

Предмет теории международных отношений (ТМО); история

развития ТМО; основные теоретические школы и направления

изучения международных отношений; основные понятия и

категории ТМО; основные методы и методики прикладного анализа и

прогнозирования международных процессов.

ОПД.06 История международных отношений

Понятие системы (подсистемы) международных отношений и

закономерности ее формирования, эволюции, смены. Развитие

системы международных отношений (СМО) в Европе в период с

XVII в. по начало XX в. Версальско-вашингтонская (межвоен-

ная) СМО, ее возникновение, эволюция и крах. Международные

отношения периода второй мировой войны. Ялтинско-потсдамская

(послевоенная) СМО, ее становление, эволюция и распад. Фор-

мирование современной СМО. Место и роль России в системах

(подсистемах) международных отношений.

ОПД.07 Современные проблемы международных отношений

и внешней политики Российской Федерации

Проблемы и соглашения России в области сокращения и ог-

раничения вооружений; проблемы ядерного оружия в отношениях

государств бывшего СССР; отношения России со странами СНГ;

конфликты на территории стран СНГ и позиция РФ; отношения

России с ведущими державами современного мира; роль ООН,

ОБСЕ, НАТО в обеспечении международной безопасности, подход

России к этим международным организациям; российская

концепция европейской безопасности.

ОПД.08 Дипломатия

Дипломатия как наука и искусство; принципы ведения

дипломатических отношений; основные методы дипломатии;

дипломатическая стратегия и тактика; основные виды дипломатических

документов; организация дипломатической и консульской

службы; процесс подготовки и принятия внешнеполитических реше-

ний, роль и функции различных ведомств, механизмы

координации их работы; технические приемы дипломатической работы

(ведение бесед, подготовка справочно-аналитических

материалов, дипломатических документов).

ОПД.09 Консульская деятельность

Задачи консульской службы; основные функции консульских

учреждений; организация консульской службы в Российской Фе-

дерации; основные моменты регулирования визовой практики в

Российской Федерации; международно-правовые нормы,

регулирующие положение и юридическую ответственность иностранных

граждан.

ОПД.10 Дисциплины и курсы по выбору студентов,

устанавливаемые вузом (факультетом) (300 часов)

СД.00 Специальные дисциплины (1900 часов)

СД.01 Мировые интеграционные процессы

Развитие и углубление международного разделения труда,

рост международной взаимозависимости и развитие

интеграционных процессов; основные теоретические концепции

интеграционных процессов; виды международных интеграционных объедине-

ний; основные этапы развития интеграционных объединений;

соотношение экономической, политической и военной

интеграции; институциональное и правовое оформление международных

интеграционных объединений; важнейшие интеграционные

структуры современности (ЕС, НАФТА, СНГ и др.).

СД.02 Социально-экономическая статистика

Статистика как наука, предмет и метод статистики;

основные социально-экономические показатели; технические

приемы и методы сбора, обработки и представления

социально-экономических статистических данных; методы расчета

социально-экономических показателей; проблема сопоставления

международных и национальных социально-экономических

показателей.

СД.03 Международные организации

Роль международных организаций в современных междуна-

родных отношениях и в мировом развитии в целом;

международные организации и глобальная взаимозависимость; основные

виды международных организаций; важнейшие международные

организации, направления и особенности их деятельности; правовое

регулирование деятельности международных организаций.

СД.04 Национальная безопасность и проблемы разоружения

и конверсии

Основные параметры и критерии обеспечения национальной

безопасности; экономическая, военная, технологическая, ин-

формационная, экологическая и другие компоненты национальной

безопасности; основные теоретические концепции национальной

безопасности.

Характеристика состояния национальной безопасности

России; особенности геополитического и геостратегического

положения России; основные военные угрозы национальной

безопасности РФ и подходы РФ к их нейтрализации; важнейшие госу-

дарственные документы, определяющие политику РФ в области

обеспечения безопасности.

Важнейшие проблемы и соглашения в области ограничения и

сокращения вооружений и подход к ним РФ; проблемы выполнения

имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их

выполнением; современные проблемы конверсии военного

производства.

СД.05 Региональные конфликты

Истоки и предпосылки возникновения региональных

конфликтов в современных условиях; характер и типы противоречий,

порождающих региональные конфликты; типология региональных

конфликтов; основные механизмы эскалации и деэскалации; роль

военной силы и вооруженной борьбы в развитии региональных

конфликтов; механизмы и формы их урегулирования; роль

региональных конфликтов в глобальной и важнейших региональных

системах международных отношений; роль международных органи-

заций в урегулировании региональных конфликтов.

Важнейшие региональные конфликты современности (в т.ч.

на территории бывшего СССР), причины их возникновения,

история развития и перспективы урегулирования; политика РФ,

других великих держав в отношении важнейших региональных

конфликтов; международные усилия по их урегулированию.

СД.06 Региональная безопасность

Основные региональные подсистемы международных отноше-

ний и региональные проблемы безопасности; роль ООН в

обеспечении региональной безопасности; основные международные

региональные организации, действующие в области обеспечения

безопасности; основные проблемы региональной безопасности в

Европе, АТР, зоне бывшего СССР; подход РФ к обеспечению

региональной безопасности в Европе, АТР, зоне бывшего СССР.

СД.07 Глобальная экология

Истоки и основные проявления глобального экологического

кризиса; перспективы развития экологической проблемы;

основные моменты международных и национальных программ решения

экологической проблемы; международное экологическое право;

роль международных организаций в решении мировой экологи-

ческой проблемы; состояние окружающей среды в РФ и

российская политика в данной области.

СД.08 Информационно-аналитическая работа

Задачи информационно-аналитической деятельности внешне-

политических ведомств; основные виды аналитических

документов, используемых в РФ, специфика их содержания и подготов-

ка; методы и приемы сбора и получения внешнеполитической ин-

формации, научная и справочная литература, анализ прессы,

беседы и т.д.; организация досье и банков данных; основные

приемы аналитической работы и обработки первичной

информации; сопоставление и проверка политической информации.

СД.09 Ведение переговоров

Цели и основные виды международных дипломатических пе-

реговоров; планирование переговоров, разработка стратегии и

тактики; цели, приемы и методы изучения позиции партнеров по

переговорам; основные этапы и техника ведения переговоров;

организационные аспекты ведения переговоров (подготовка и

утверждение директивных документов, согласование позиций

различных ведомств, механизмы коррекции позиций в процессе

переговоров и т.д.); протокольные аспекты дипломатических

переговоров; оформление результатов переговоров.

СД.10 Основные формы и направления деятельности

государственных органов Российской Федерации

по вопросам внешней политики

Важнейшие государственные ведомства Российской

Федерации, вовлеченные в подготовку и принятие внешнеполитических

решений, их структура; механизм и порядок принятия внешнепо-

литических решений и их правовое регулирование.

СД.11 Курсы и дисциплины по выбору обучаемых (700 часов)

(устанавливаемые вузом, факультетом)

ДС.00 Дисциплины специализации (1200 часов)

ДС.01 Курсы и дисциплины по выбору обучаемых (800 часов)

(устанавливаемые вузом, факультетом)

ДП.00 Дополнительные виды подготовки (765 часов)

Военная подготовка, гражданская оборона и др.

Ф.00 Факультативы (150 часов)

Общая продолжительность теоретического обучения 10065 часов

П.00 Практики (16 недель)

ГА.00 Государственная итоговая квалификационная

аттестация (2 недели)

Настоящий вариант программы составлен на основе

следующих данных:

Теоретическое обучение (включая

экзаменационные сессии) ................... 192 недели

Практики (в том числе преддипломная)....... 16 недель

Итоговая аттестация ....................... 2 недели

Каникулы .................................. 40 недель

Итого: .................................... 250 недель

Примечания:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учеб-

ного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5

процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10

процентов без превышения максимального объема недельной нагрузки

студента и при условии сохранения минимального содержания

дисциплин.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам цикла

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме

физической культуры), цикла общих математических и

естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема времени

циклов и реализации минимума содержания дисциплин.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных

курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных

практических занятий, заданий и семинаров по программам,

разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,

национально-этническую, профессиональную специфику,

научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые

обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисцип-

лин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения

отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих

гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих ма-

тематических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости

от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента,

включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы,

не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных

аудиторных занятий студента не должен превышать за период

теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При

этом в указанный объем не входят обязательные практические

занятия по физической культуре и занятия по факультативным

дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный

год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух

недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным

планом вуза, но не являются обязательными для изучения

студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид

учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,

отводимых на ее изучение.

5. Цикл дисциплин специализации представляет собой

профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с общеп-

рофессиональными и специальными дисциплинами. Вузом (

факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла,

из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов,

наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать

курсы по выбору студента.

6. Государственная итоговая квалификационная аттестация

осуществляется согласно п.5.3. Государственного образова-

тельного стандарта Российской Федерации "Высшее образование.

Общие требования". Формы и содержание государственной итого-

вой квалификационной аттестации должны обеспечить контроль

выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших

обучение.

С о с т а в и т е л и

Учебно-методическое объединение вузов по образованию

в области международных отношений

при МГИМО (университете) МИД России

А.В.ТОРКУНОВ

Управление гуманитарного образования

Госкомвуза России

В.В.СЕРИКОВ

Управление образовательно-профессиональных

программ и технологий Госкомвуза России

Ю.Г.Татур

Сайт управляется системой uCoz