Государственные стандарты специальностей 1-го поколения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
"Утверждаю"
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.ШАДРИКОВ
"03" __06____ 1996 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021200 " МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ "
Действует в качестве стандарта с даты утверждения
Москва 1996
1. Общая характеристика специальности
021200 Международные отношения
1.1. Специальность утверждена Приказом Государственного
комитета Российской Федерации по высшему образованию N 180 от
05.03.1994 г.
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности при
очной форме обучения - 5 лет. Квалификация - Специалист в
области международных отношений .
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной
деятельности по специальности 021200 " Международные отношения ".
Деятельность специалиста-международника предусматривает
выполнение функций референта, эксперта, консультанта в об-
ласти международных отношений , переводчика (переводчика-
референта) по соответствующему иностранному языку при работе в
государственных органах, научных и высших учебных заведениях
Российской Федерации. Она направлена на изучение современных
международных отношений , важнейших международных организаций
и объединений, вопросов национальной безопасности и внешней
политики Российской Федерации и других государств с целью
разработки научно обоснованных рекомендаций относительно
действий Российской Федерации во внешнеполитической области.
1.4. Специалист должен быть подготовлен:
- к профессиональной деятельности в соответствии с
фундаментальной и специальной подготовкой в государственных, в
том числе образовательных и научных, учреждениях;
- к обучению в магистратуре и продолжению научных
исследований в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовленности лиц,
завершивших обучение по программе
дипломированного специалиста в
области международных отношений
2.1. Общие требования к образованности специалиста
Специалист отвечает следующим требованиям:
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в живой и неживой природе, знаком с принципи-
альными проблемами современного естествознания, развития на-
уки и техники, понимает их социально-экономические и
политические последствия;
- знаком с основными учениями в области политических,
правовых и социально-экономических наук, способен научно
анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет
использовать методы этих наук в различных видах
профессиональной и социальной деятельности;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и
правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и
между обществом и природной средой, учитывает их в
профессиональной деятельности;
- знает основные этапы истории России и ее внешней
политики, а также истории других ведущих государств и
цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической
преемственности;
- знает основные проблемы современных международных от-
ношений, механизмы и закономерности их формирования и
развития, основные теории и концепции, относящиеся к развитию и
функционированию международных отношений , умеет применять их
выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем,
возникающих в ходе его профессиональной деятельности;
- знает основные проблемы внешней политики, националь-
ной безопасности Российской Федерации, владеет методами и
приемами их анализа;
- знаком со структурой, принципами и методами работы
органов государственной власти Российской Федерации в об-
ласти внешней политики и международных отношений ;
- владеет иностранным языком (языками), способен
выполнять функции переводчика, переводчика-референта и продолжать
обучение и осуществлять профессиональную деятельность в ино-
язычной среде;
- владеет культурой мышления и публичного выступления,
способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и
письменной форме, участвовать в дискуссиях по
профессиональным проблемам;
- умеет на научной основе организовать свой труд,
владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки
информации, в том числе с использованием электронно-вычислитель-
ной техники, имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными
компьютерными программами;
- способен к самообучению по завершении учебной
программы, к расширению своих знаний на основе информационных и
образовательных технологий;
- владеет основами научного анализа и прогнозирования
различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качест-
венный и количественный анализ, способен определять цели
специальных исследований и использовать для их осуществления
методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными
проектами;
- способен приобретать новые знания, методически и
психологически готов к изменению направления и характера своей
профессиональной деятельности;
- готов к работе в коллективе, знаком с методами управ-
ления, способен находить и принимать управленческие решения,
знает основы педагогической деятельности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
2.2.1. По общим гуманитарным и социально-
экономическим дисциплинам
Специалист должен:
в области философии, культурологии, психологии, педагогики и
истории:
- иметь представление об основных философских концепци-
ях и учениях, относящихся к построению общей картины
мироздания, сущности и назначению человека; о формах
человеческого знания, понятиях истины и заблуждения, знания и веры, ра-
ционального и иррационального;
- быть знакомым с важнейшими отраслями, школами и
этапами развития гуманитарного и общественного знания;
- понимать специфику, структуру, методы научного
знания, роль естественно-технических и социальных наук в
развитии общества, цивилизации и человека;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке;
- понимать смысл и пути разрешения проблем и
противоречий, возникающих во взаимоотношениях человечества (общества)
и природной среды;
- быть знакомым с понятиями личности, личности и свобо-
ды, знать условия их формирования, понимать роль насилия и
ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных
обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимо-
отношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в
поведении, общении и деятельности людей, в формировании
личности;
- быть знакомым с основными концепциями и школами
психологической науки, знать основные психические функции и их
физиологические механизмы, соотношения природных и
социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и
эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных ме-
ханизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности
(ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного
психического состояния, владеть простейшими приемами психи-
ческой саморегуляции;
- понимать соотношения наследственности и социальной
среды, роли и значения национальных и культурно-исторических
факторов в образовании и воспитании;
- владеть навыками, приемами и методами педагогической
деятельности и анализа учебно-воспитательных ситуаций, опре-
деления и решения педагогических задач;
- иметь представление о понятиях культуры и
цивилизации, их роли в человеческой жизнедеятельности, о способах
приобретения, хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры; знать типы и формы культур,
основные культурно-цивилизационные центры и регионы мира,
закономерности их функционирования, развития и взаимо-
действия;
- иметь научное представление об основных эпохах в
истории человечества и их хронологии, об основных
человеческих цивилизациях, механизмах и законах их возникновения,
развития и гибели, формах и механизмах взаимодействия;
- знать основные исторические факты, даты, события и
имена исторических деятелей; уметь корректно и обоснованно
определять и практически преломлять свою позицию по
вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому
прошлому;
в области социологии, экономики и права:
- иметь представление об основных социологических
теориях, научных подходах к обществу и личности, основных
закономерностях и формах регуляции социального поведения, о ти-
пах и природе возникновения социальных общностей и
социальных групп, видах и особенностях социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и
развития массовых социальных движений, формы социальных
взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа, методики
конкретных социальных исследований;
- знать и уметь свободно оперировать основными понятия-
ми и категориями современной экономической науки и экономи-
ческой статистики; знать основные различия в
методологических подходах различных экономических школ; знать и пони-
мать методы и приемы фискальной (налоговой), денежно-кредит-
ной, инвестиционной политики, политики социального
обеспечения;
- знать методы и приемы обработки, обобщения и
представления экономической информации, основные показатели,
характеризующие состояния и динамики экономики страны;
- уметь анализировать экономическое положение в
Российской Федерации, знать основные закономерности и этапы
развития советской экономики, концепции перехода к рынку,
основные экономические проблемы, стоящие перед Россией, и
иметь представление о путях их решения;
- знать особенности мирового размещения
производительных сил, механизмы международного разделения труда, основные
проблемы и тенденции в мировой торговле, движении капиталов
и рабочей силы; особенности и параметры развития
региональных и важнейших национальных экономических систем; принципы
и механизмы регулирования международных экономических
отношений ; основы формирования и механизмы деятельности
транснациональных корпораций (ТНК); важнейшие международные
экономические организации и соглашения; механизмы и формы
экономической интеграции;
- знать основные правовые теории и концепции, иметь
представления о происхождении и сущности государства, о роли
и функциях права в развитии цивилизации и функционировании
общества; знать историю развития представлений о правах и
свободах гражданина и о правовом государстве, основные
положения государственного права и конституционного устройства
Российской Федерации и ведущих зарубежных государств; право-
вые основы внешнеполитической и дипломатической
деятельности; принципы и источники международного права; основы
российской правовой системы и законодательства, организации
и функционирования судебных и иных правоприменительных и
правоохранительных органов; уметь анализировать международ-
но-правовые документы;
в области филологии и языкознания:
- свободно владеть государственным языком Российской
Федерации - русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей
деятельности профессиональную лексику;
- владеть одним или двумя иностранными языками (при
этом: основным иностранным языком - как минимум читать без
словаря общую и специальную литературу по профессии, знать и
уметь свободно и правильно использовать грамматические
структуры, писать и выступать на иностранном языке, работать
в качестве письменного и устного переводчика, переводчи-
ка-референта; вторым иностранным языком - читать без словаря
специальную литературу, вести беседу специального и общего
характера, правильно использовать основные грамматические
формы, составлять письменные тексты на иностранном языке со
словарем);
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека
и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа
жизни;
- владеть системой практических умений и навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и
совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных це-
лей.
2.2.2. По математическим и общим естественно-научным
дисциплинам
Специалист должен иметь представление
в области математики и информатики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой
культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в ма-
тематике, принципах математических рассуждений и
математических доказательств;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и пере-
дачи;
- об основных положениях теории игр, теории
вероятностей и математической статистике;
- об основах устройства современных компьютеров,
информационных сетей и банков данных;
в области концепций современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, науки и
техники, особенностях современного естествознания, его роли
в развитии человеческой цивилизации и международных отноше-
ний;
- о принципиально важных проблемах, стоящих сегодня пе-
ред наукой и техникой, поисках путей и методов их решения; о
возможных научно-технических прорывах;
- о социально-политических последствиях развития науки
и техники, его реальном и потенциально-возможном воздействии
на экономику, военное дело, взаимоотношения общества и при-
родной среды, систему и структуру международных
экономических, политических и военных отношений .
2.2.3. По общепрофессиональным и специальным дисциплинам
Специалист должен:
- владеть категориальным, понятийным аппаратом
современных политических наук, знать современные политические
теории и концепции, уметь применять основы этих знаний при
анализе и прогнозе развития внутриполитических и
внешнеполитических процессов, международных отношений ;
- знать историю развития политических учений, уметь
соотносить ее с развитием политической системы общества и
его политической культуры;
- владеть методами и техникой конкретных политических
исследований, в том числе сравнительных и ретроспективных;
- владеть основными понятиями и методами политической
психологии, уметь применять их для анализа массового
политического поведения и пропагандистских кампаний;
- знать основные этапы политической истории России,
процессы смены политических систем и режимов, особенности
развития политической культуры и идеологии;
- знать основные этапы истории внешней политики России,
факторы смены стратегических внешнеполитических установок;
- детально разбираться в основных проблемах внешней
политики и национальной безопасности России на современном
этапе, знать генезис, историю развития этих проблем, пони-
мать подход России к этим проблемам и факторы, его
определяющие, разбираться в основах внешнеполитических концепций
Российской Федерации;
- знать основные этапы развития системы международных
отношений , понимать механизмы и факторы ее развития;
- детально разбираться в важнейших международных проб-
лемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции
России, в том числе в проблемах, существующих в зоне "
ближнего зарубежья", знать генезис этих проблем, уметь прогнози-
ровать их развитие;
- разбираться в основных методах и приемах дипломатии,
в дипломатической стратегии и тактике, понимать требования,
предъявляемые к работнику дипломатической службы, владеть
практическими навыками сбора и анализа внешнеполитической
информации.
2.2.4. По дисциплинам специализации
Специалист-международник должен иметь глубокие знания и
владеть методами научных исследований в более узких областях
международных отношений и внешней политики Российской Феде-
рации. Конкретные требования к специализации устанавливаются
высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку
специалистов-международников.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной
образовательной программы по специальности *
ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины (1460 часов)
ГСЭ.01 Философия
Роль философии в жизни человека и общества;
исторические типы философии; человек во Вселенной; философская,
религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл
его существования; познание, его возможности и границы;
знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций,
форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад,
Восток, Россия в диалоге культур; личность; проблемы свободы
и ответственности; человек в информационно-техническом мире;
роль научной рационализации в развитии общества;
человечество перед лицом глобальных проблем.
ГСЭ.02 История
Сущность, формы, функции исторического сознания; типы
цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и
природной среды в древних обществах; цивилизация Древней
Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе;
Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских
землях; проблема складывания основ национальных государств в
Западной Европе; складывание Московского государства; Европа
в начале Нового времени и проблема формирования целостности
европейской цивилизации; Россия в XV-XVII вв.; XVIII век в
европейской и северо-американской истории; проблема перехода
в "царство разума"; особенности российской модернизации в
XVIII в.; духовный мир человека на пороге перехода к индуст-
--------------
* Дидактические единицы представлены в документе разде-
лами, темами, понятиями, с помощью которых определяется
основное содержание дисциплины.
риальному обществу; основные тенденции развития всемирной
истории в XIX в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно-историческом процессе; новый уровень исторического
синтеза; глобальная история; менталитет человека, его
эволюция и особенности в Западной Европе, России и других
регионах мира.
ГСЭ.03 Культурология
Понятие культуры, основные очаги мировой культуры;
история их развития; особенности и история культуры России;
школы, направления и теории в культурологии.
ГСЭ.04 Правоведение
Теория государства и права: основные теории
возникновения и формирования государства; научные концепции и
представления о роли и функциях государства; основные типы
государства и политические режимы; ветви власти и их
функции, важнейшие структурные элементы государства; понятие
права; возникновение права и его источники; роль и функции
права в обществе, их историческая эволюция; структура
современного права; сравнительное и ретроспективное правоведение.
ГСЭ.05 Социология
История становления и развития социологии, основные
социологические концепции, общество как социокультурная систе-
ма; социальные общности и группы; социальные изменения;
культура как система ценностей, смыслов, образцов поведения;
взаимовлияние культуры и социальных и экономических отноше-
ний; личность как социальный субъект; ролевая теория
личности; социальный статус личности; связи, действия, взаимо-
действия между индивидами и группами, групповая динамика,
социальное поведение, социальный обмен и сравнение как
механизм социальных связей; социальная структура и
стратификация; социальные институты; социальная интеграция; социальный
контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные
движения; источники социального напряжения, социальные
конфликты и методы их разрешения; социальные изменения;
социально-культурные особенности и проблемы развития российского
общества; возможные альтернативы его развития в будущем; ме-
тодология и методы социологического исследования.
ГСЭ.06 Политология
Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе
социально-гуманитарных дисциплин; история политических уче-
ний; современные политологические концепции; теория власти и
властных отношений, политическая жизнь, ее основные
характеристики; политическая система, институциональные аспекты
политики; политические отношения и процессы; субъекты
политики; политическая культура; политические идеологии (история
развития, современное состояние, перспективы); политический
процесс в России; сравнительная политология; политическая
социология; политическая психология.
ГСЭ.07 Психология и педагогика
Психология: объект и предмет психологии; соотношение
субъективной и объективной реальности; психика и организм;
активность психики (души); психика, поведение и
деятельность; структура психической деятельности, типология
личности, характер; личность и межличностные отношения; пробле-
ма свободы воли; проблема ответственности; общее и
индивидуальное в психике человека; методика психологических
исследований (тесты) и проблема интерпретации результатов.
Педагогика: предмет педагогики; цели образования и
воспитания; педагогический идеал и его конкретно-
историческое воплощение; средства и методы педагогического воз-
действия на личность; межличностные отношения в коллективе;
мастерство педагогического общения.
ГСЭ.08 Экономика
Экономическая теория: предмет экономической науки;
основные экономические теории и школы; основы экономического
анализа и основные экономические показатели; понятия и
функционирование рынка, государственный сектор экономики и госу-
дарственное регулирование; основные понятия собственности:
экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику;
государственный бюджет и его структура; деньги, денежное об-
ращение и финансовая и денежная политика; национальный до-
ход, совокупные расходы, спрос и предложение, ценовой
уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы
инфляции и безработицы; факторы экономического роста, издержки
производства, типы фирм и корпораций и иных субъектов
экономической деятельности; методы экономической статистики, об-
работки, обобщение и представление экономической информации,
межотраслевой баланс; микроэкономика.
ГСЭ.09 Физическая культура (408 часов)
Физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов; социально-биологические основы физи-
ческой культуры; основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика);
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом (факультетом) (320 часов)
ЕН.00 Общие математические и естественно-научные
дисциплины (600 часов)
ЕН.01 Математика и информатика
Основы общей теории систем (ОТС); принципы и методы ма-
тематического моделирования; правила постановки прикладных
математических заданий; понятие экспертных систем; основные
варианты баз данных и принципы работы с ними; прикладные па-
кеты программ: текстовые редакторы, организаторы баз данных,
экспертные программы, пакеты по математическому и статисти-
ческому анализу, системы-оболочки (семейство Windows).
ЕН.02 Концепции современного естествознания
Исходные естественно-научные категории при решении за-
дач моделирования социальных систем: пространство, время,
взаимодействие, энергия, иерархия, вероятность,
инерционность-устойчивость и теория катастроф. Междисциплинарные
исследования и методы; принципы аналогий, заимствований,
синтеза. Влияние естественно-научных достижений на
социальные процессы и принятие политических решений. Возможные
научно-технические изобретения и их военные, экономические и
социальные последствия. Научно-технические перспективы
решения глобальных проблем современности.
ЕН.03 Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом (факультетом) (300 часов)
ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины (4140 часов)
ОПД.01 Иностранный язык
Усвоение лексико-грамматического материала, необходимо-
го для овладения одним иностранным языком или основным и
вторым иностранными языками (устанавливаемыми программами
вуза, факультета); переводческая практика, реферирование и
аннотирование материалов средств массовой информации и
политической литературы на соответствующем иностранном языке;
курсы специальных видов перевода: политического, военно-по-
литического и др.
Основной иностранный язык: хронологические и
территориальные границы функционирования основного языка; языковая
ситуация в изучаемом регионе (стране); фонетика и графика,
орфоэпия, морфологические категории основного языка;
синтаксические схемы основного языка; лексическая сочетаемость,
несвободные словосочетания; особенности порождения
синтаксических конструкций; виды предложений; формирование и
развитие навыков основных видов речевой деятельности в
коммуникативных сферах: учебно-профессиональной, профессиональной,
общественно-политической, социально-культурной.
Второй иностранный язык: фонетика и графика, орфоэпия,
морфологические категории второго иностранного языка;
синтаксические схемы; лексическая сочетаемость, несвободные
словосочетания; виды предложений; формирование и развитие
навыков основных видов речевой деятельности в
коммуникативных сферах.
ОПД.02 Международное право
Международное право как особая система юридических
норм; субъекты международного права; источники
международного права и процесс создания норм; взаимодействие международ-
ного и внутригосударственного права; основные принципы
международного права; право международных договоров; междуна-
родные организации и конференции; ответственность в междуна-
родном праве; дипломатическое и консульское право; право
международной безопасности; права человека и международное
право; международное экономическое право; морское право;
воздушное право; экологическое право; мирные средства
разрешения международных споров.
Предмет и объекты международного частного права;
источники международного частного права; международное частное и
международное публичное право; правовое регулирование между-
народных имущественных, семейных, трудовых и процессуальных
отношений юридических и физических лиц; исполнение
иностранных судебных и арбитражных решений; международный арбитраж;
обязательное право (внешнеторговые сделки, транспортные пе-
ревозки, кредитные отношения, авторское право).
ОПД.03 Мировая экономика
Особенности мирового размещения производительных сил;
международное разделение труда; научно-техническая революция
и формирование центров экономической мощи; особенности раз-
вития важнейших региональных и национальных экономических
систем современного мира; интеграционные процессы и
экономические объединения государст; ТНК; глобальные проблемы
экономического развития (энергетическая, сырьевая, продовольст-
венная, демографическая, экологическая).
ОПД.04 Международные экономические отношения
Тенденции мировой торговли, движения капитала и рабочей
силы; механизмы регулирования международных экономических
связей международными организациями и соглашениями;
механизмы международных расчетов и валютно-финансовые проблемы;
международные торговые и финансовые биржи.
ОПД.05 Теория международных отношений
Предмет теории международных отношений (ТМО); история
развития ТМО; основные теоретические школы и направления
изучения международных отношений; основные понятия и
категории ТМО; основные методы и методики прикладного анализа и
прогнозирования международных процессов.
ОПД.06 История международных отношений
Понятие системы (подсистемы) международных отношений и
закономерности ее формирования, эволюции, смены. Развитие
системы международных отношений (СМО) в Европе в период с
XVII в. по начало XX в. Версальско-вашингтонская (межвоен-
ная) СМО, ее возникновение, эволюция и крах. Международные
отношения периода второй мировой войны. Ялтинско-потсдамская
(послевоенная) СМО, ее становление, эволюция и распад. Фор-
мирование современной СМО. Место и роль России в системах
(подсистемах) международных отношений.
ОПД.07 Современные проблемы международных отношений
и внешней политики Российской Федерации
Проблемы и соглашения России в области сокращения и ог-
раничения вооружений; проблемы ядерного оружия в отношениях
государств бывшего СССР; отношения России со странами СНГ;
конфликты на территории стран СНГ и позиция РФ; отношения
России с ведущими державами современного мира; роль ООН,
ОБСЕ, НАТО в обеспечении международной безопасности, подход
России к этим международным организациям; российская
концепция европейской безопасности.
ОПД.08 Дипломатия
Дипломатия как наука и искусство; принципы ведения
дипломатических отношений; основные методы дипломатии;
дипломатическая стратегия и тактика; основные виды дипломатических
документов; организация дипломатической и консульской
службы; процесс подготовки и принятия внешнеполитических реше-
ний, роль и функции различных ведомств, механизмы
координации их работы; технические приемы дипломатической работы
(ведение бесед, подготовка справочно-аналитических
материалов, дипломатических документов).
ОПД.09 Консульская деятельность
Задачи консульской службы; основные функции консульских
учреждений; организация консульской службы в Российской Фе-
дерации; основные моменты регулирования визовой практики в
Российской Федерации; международно-правовые нормы,
регулирующие положение и юридическую ответственность иностранных
граждан.
ОПД.10 Дисциплины и курсы по выбору студентов,
устанавливаемые вузом (факультетом) (300 часов)
СД.00 Специальные дисциплины (1900 часов)
СД.01 Мировые интеграционные процессы
Развитие и углубление международного разделения труда,
рост международной взаимозависимости и развитие
интеграционных процессов; основные теоретические концепции
интеграционных процессов; виды международных интеграционных объедине-
ний; основные этапы развития интеграционных объединений;
соотношение экономической, политической и военной
интеграции; институциональное и правовое оформление международных
интеграционных объединений; важнейшие интеграционные
структуры современности (ЕС, НАФТА, СНГ и др.).
СД.02 Социально-экономическая статистика
Статистика как наука, предмет и метод статистики;
основные социально-экономические показатели; технические
приемы и методы сбора, обработки и представления
социально-экономических статистических данных; методы расчета
социально-экономических показателей; проблема сопоставления
международных и национальных социально-экономических
показателей.
СД.03 Международные организации
Роль международных организаций в современных междуна-
родных отношениях и в мировом развитии в целом;
международные организации и глобальная взаимозависимость; основные
виды международных организаций; важнейшие международные
организации, направления и особенности их деятельности; правовое
регулирование деятельности международных организаций.
СД.04 Национальная безопасность и проблемы разоружения
и конверсии
Основные параметры и критерии обеспечения национальной
безопасности; экономическая, военная, технологическая, ин-
формационная, экологическая и другие компоненты национальной
безопасности; основные теоретические концепции национальной
безопасности.
Характеристика состояния национальной безопасности
России; особенности геополитического и геостратегического
положения России; основные военные угрозы национальной
безопасности РФ и подходы РФ к их нейтрализации; важнейшие госу-
дарственные документы, определяющие политику РФ в области
обеспечения безопасности.
Важнейшие проблемы и соглашения в области ограничения и
сокращения вооружений и подход к ним РФ; проблемы выполнения
имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их
выполнением; современные проблемы конверсии военного
производства.
СД.05 Региональные конфликты
Истоки и предпосылки возникновения региональных
конфликтов в современных условиях; характер и типы противоречий,
порождающих региональные конфликты; типология региональных
конфликтов; основные механизмы эскалации и деэскалации; роль
военной силы и вооруженной борьбы в развитии региональных
конфликтов; механизмы и формы их урегулирования; роль
региональных конфликтов в глобальной и важнейших региональных
системах международных отношений; роль международных органи-
заций в урегулировании региональных конфликтов.
Важнейшие региональные конфликты современности (в т.ч.
на территории бывшего СССР), причины их возникновения,
история развития и перспективы урегулирования; политика РФ,
других великих держав в отношении важнейших региональных
конфликтов; международные усилия по их урегулированию.
СД.06 Региональная безопасность
Основные региональные подсистемы международных отноше-
ний и региональные проблемы безопасности; роль ООН в
обеспечении региональной безопасности; основные международные
региональные организации, действующие в области обеспечения
безопасности; основные проблемы региональной безопасности в
Европе, АТР, зоне бывшего СССР; подход РФ к обеспечению
региональной безопасности в Европе, АТР, зоне бывшего СССР.
СД.07 Глобальная экология
Истоки и основные проявления глобального экологического
кризиса; перспективы развития экологической проблемы;
основные моменты международных и национальных программ решения
экологической проблемы; международное экологическое право;
роль международных организаций в решении мировой экологи-
ческой проблемы; состояние окружающей среды в РФ и
российская политика в данной области.
СД.08 Информационно-аналитическая работа
Задачи информационно-аналитической деятельности внешне-
политических ведомств; основные виды аналитических
документов, используемых в РФ, специфика их содержания и подготов-
ка; методы и приемы сбора и получения внешнеполитической ин-
формации, научная и справочная литература, анализ прессы,
беседы и т.д.; организация досье и банков данных; основные
приемы аналитической работы и обработки первичной
информации; сопоставление и проверка политической информации.
СД.09 Ведение переговоров
Цели и основные виды международных дипломатических пе-
реговоров; планирование переговоров, разработка стратегии и
тактики; цели, приемы и методы изучения позиции партнеров по
переговорам; основные этапы и техника ведения переговоров;
организационные аспекты ведения переговоров (подготовка и
утверждение директивных документов, согласование позиций
различных ведомств, механизмы коррекции позиций в процессе
переговоров и т.д.); протокольные аспекты дипломатических
переговоров; оформление результатов переговоров.
СД.10 Основные формы и направления деятельности
государственных органов Российской Федерации
по вопросам внешней политики
Важнейшие государственные ведомства Российской
Федерации, вовлеченные в подготовку и принятие внешнеполитических
решений, их структура; механизм и порядок принятия внешнепо-
литических решений и их правовое регулирование.
СД.11 Курсы и дисциплины по выбору обучаемых (700 часов)
(устанавливаемые вузом, факультетом)
ДС.00 Дисциплины специализации (1200 часов)
ДС.01 Курсы и дисциплины по выбору обучаемых (800 часов)
(устанавливаемые вузом, факультетом)
ДП.00 Дополнительные виды подготовки (765 часов)
Военная подготовка, гражданская оборона и др.
Ф.00 Факультативы (150 часов)
Общая продолжительность теоретического обучения 10065 часов
П.00 Практики (16 недель)
ГА.00 Государственная итоговая квалификационная
аттестация (2 недели)
Настоящий вариант программы составлен на основе
следующих данных:
Теоретическое обучение (включая
экзаменационные сессии) ................... 192 недели
Практики (в том числе преддипломная)....... 16 недель
Итоговая аттестация ....................... 2 недели
Каникулы .................................. 40 недель
Итого: .................................... 250 недель
Примечания:
1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учеб-
ного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5
процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10
процентов без превышения максимального объема недельной нагрузки
студента и при условии сохранения минимального содержания
дисциплин.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам цикла
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме
физической культуры), цикла общих математических и
естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема времени
циклов и реализации минимума содержания дисциплин.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам,
разработанным в самом вузе и учитывающим региональную,
национально-этническую, профессиональную специфику,
научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые
обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисцип-
лин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения
отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих ма-
тематических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости
от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента,
включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы,
не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных
аудиторных занятий студента не должен превышать за период
теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При
этом в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный
год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух
недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным
планом вуза, но не являются обязательными для изучения
студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
5. Цикл дисциплин специализации представляет собой
профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с общеп-
рофессиональными и специальными дисциплинами. Вузом (
факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла,
из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов,
наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать
курсы по выбору студента.
6. Государственная итоговая квалификационная аттестация
осуществляется согласно п.5.3. Государственного образова-
тельного стандарта Российской Федерации "Высшее образование.
Общие требования". Формы и содержание государственной итого-
вой квалификационной аттестации должны обеспечить контроль
выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение.
С о с т а в и т е л и
Учебно-методическое объединение вузов по образованию
в области международных отношений
при МГИМО (университете) МИД России
А.В.ТОРКУНОВ
Управление гуманитарного образования
Госкомвуза России
В.В.СЕРИКОВ
Управление образовательно-профессиональных
программ и технологий Госкомвуза России
Ю.Г.Татур